1276

Других нет и не будет

В Центральном государственном музее Алматы достали из закромов старинные ворсовые ковры

Других нет и не будет

Собрание не самое большое, но уникальное и преследует сразу две цели - показать как мастерство народных умельцев, так и талант реставраторов.

О коврах на Востоке можно складывать поэмы, писать диссертации. Они были едва ли не главным декоративным элементом жилища. По красоте и богатству ковра судили и о достатке семьи. 

Сшитые из лоскутов или выполненные в технике гобелена тускииз любимы народом, но настоящими султанами пестрого коврового царства можно назвать ворсовые ковры. Чтобы получить пушистый ворс, надо не просто сплести основу, но еще на этой основе завязать огромное количество узелков. Дошла мастерица до конца ряда, подрезала хвос­тики узелков - и получился ворс. Чем больше узелков, тем плотнее ковер. А ведь при этом надо еще точно рассчитать пазл узора...

- В основном все представленные ковры датированы прошлым, двадцатым, веком, то есть не такие уж старые, - рассказывает руководитель центра реставрации Шолпан ТУРСЫНБАЕВА.

 - Но дело в том, что ворсовые ковры изготавливали в основном на юге и западе Казахстана, а сейчас и вовсе нет таких мастеров, так что других ковров нет и не будет. Это уникальные образцы, и мы их очень бережно храним. Вы только представьте, какие это затраты труда! Я сама прекрасно помню, как в детстве мама заказывала ковер. К нам пришли три девушки, они больше двух месяцев жили у нас и работали от зари до зари. Сколько сейчас стоила бы такая работа, трудно вообразить. К тому же только опытные мастерицы могли добиться нужного качества: чтобы рисунок был ровным, плотность ковра во всех его частях одинаковая. Сейчас, конечно, гораздо проще пойти в магазин и купить готовый, который соткан на фабрике.

Так что имеющиеся в фондах музея образцы холят и лелеют. Их осматривают каждые три месяца, летом аутентичным образом прожаривают с изнанки на солнышке, обрабатывают от моли. Задача реставраторов не замаскировать дыры и потертости на этих сокровищах, а лишь законсервировать то, что профессионалы называют утратами. Обычно они даже не стараются точно подогнать тон пряжи под исходник: считается, что ничего страшного, если видны следы реставрации. Когда повреждения большие, то порой вообще восстанавливают только основу, так называемый уток, и этим ограничиваются.

Ворс, как богатая отделка, применялся и для материала специальных сумок-переносок, в которые кочевник паковал свой скарб, и для баскуров - нарядных тканых лент, украшающих юрты. Генеральный цвет - красный, поскольку он символизирует достаток, удачу, здоровье. Ислам запрещал изображать животных и птиц, но в изделиях второй половины двадцатого века этот запрет уже не так строг. Но канон соблюдается не­укоснительно: обязательно на ковре есть розетки - это символ звезды и бесконечности, поле заполнено лаконичным орнаментом, а контур по краю выполняет роль оберега в этой мини-вселенной.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть