Каков хозяин - такова и домбра
Центральный государственный музей в Алматы приглашает увидеть музыкальные инструменты, на которых играли знаменитые личности.
Есть и просто уникальные, например, посетителей встречают два нур-кобыза. Эдакие кобызы-контрабасы, огромные, с темными боками, жильными струнами, с корпусом, обтянутым грубой верблюжьей кожей. Настоящий рабочий инструмент шаманов, хотя и достаточно свежего исполнения. Рядом композиция из разнообразных по форме домбр.
- Мы уже привыкли к современному виду домбры, - рассказывает куратор выставки Маржан ЖУНУСОВА, - но раньше существовало много разных форм, например с усеченным низом калак-домбра. Вообще, огромное разнообразие форм корпуса и грифа было обусловлено особенностями школ исполнительских традиций: тљкпе (западная) и шертпе (аркинская). Был даже сдвоенный инструмент, такой почти рокерский!
К некоторым образцам прилагаются портреты хозяев. Например, домбра Сатпаева, которую подарил ему друг. На ней Каныш Имантаевич любил играть в своем рабочем кабинете, когда выдавалась свободная минута. У него был простой с виду инструмент, лаконичный до предела. А в другой витрине противоположность - лощеный, полированный корпус. Сразу угадывается хозяин - харизматичный красавец, настоящий сал. Конечно, это домбра Амре КАШАУБАЕВА, скорее всего, та самая, с которой он покорял Париж.
На этой выставке понятно: домбра являлась продолжением хозяина, именно он диктовал мастеру, из какой древесины ее делать, как украшать. Чего стоят две самые кокетливые красавицы! Домбра Куляш БАЙСЕИТОВОЙ с грифом в виде цветка, инкрустированная и украшенная, рожденная для большой сцены и софитов. А в центре экспозиции настоящая жемчужина - инструмент, на котором играла одна из жен Абая Дильда АЛШЫНБАЙКЫЗЫ. Вот это настоящее произведение искусства! Можно только предположить, насколько изысканной была его обладательница: корпус сплошь инкрустирован костяными узорами, инструмент небольшой и каких-то невероятно красивых линий, под струнами полустертое изображение - золоченая арфа, словно сошедшая с греческих фресок. Этот инструмент долго хранился у потомков Кунанбаева, передавался из поколения в поколение, пока в 1978 году музей не принял ее на хранение из рук правнучки мыслителя.
Есть здесь и жетыген, и еще несколько видов традицонных инструментов. Но они уже скорее обрамление основной выставки, праздничной и весенней.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы