2077

Акын у холста

В Дубае проходит выставка молодого казахского художника

Акын у холста

Холст, бумага, стена, ткань, кожа ботинка или доска скейта - Адиль Аубекеров не загоняет музу в рамки. Быть смешным, сумасшедшим, слишком ярким - чтобы расшевелить зрителя, все средства хороши. Он художник. Как сам говорит, медиум. Погружается в глубины прошлого и, выхватив тонкую линию, впечатывает ее в реальность. Линии - его страсть и основа вдохновения. Вот и персональную выставку, которая целый месяц будет будоражить посетителей арт-пространства Foundry by Emaar в Дубае, он назвал “Линия как Вселенная: между прошлым и будущим”.

Адиль Аубекеров - этнический казах. Родился в Астрахани. Живет и работает в Москве. В Казахстане бывает нечасто. В один из последних визитов приезжал представлять свою персональную выставку в нашей столице. Но что значат границы, когда все его творчество - пытливый взгляд и попытка приблизить к современникам древнюю культуру казахских кочевников, присущий ей анимализм.

Адиль признается:

- Пишу без наброска, в свободном потоке сознания, сродни медитации. В своих абстрактных работах я люблю рассказывать истории через открытое движение. Я сторонник выражения своих чувств, а не демонстрации их каким-либо заранее продуманным образом.

Ухватившись за этот месседж, отечественные поклонники художника тут же сравнили его творчество со стихотворными импровизациями мастеров древнего айтыса - акынами. Впрочем, мастер не открещивается. Идет за своей линией, стирая грань между музейным искусством и красочными песнями улиц - граффити.

- Я считаю, что линия - это основа всего. Это сцепка, спайка, смычка видимого и невидимого. Только на нее можно полагаться достоверно, - поясняет художник.

Погонять на мотоцикле - для него еще один способ найти вдохновение. Снимает видеоролики - эстетика для души. В последнее время увлекся скульптурой. Не исключает, что и к архитектуре может вернуться. У Аубекерова неоконченное высшее: сбежал из архитектурного вуза в армию.

В контексте нынешней выставки - петроглифы эпохи палеолита, зверинец сакского золота и современный взгляд на реальность. Единство человека и животного - частый посыл его произведений.

Закончив картину, Адиль наблюдает, сумеют ли зрители разгадать ребус, который он в ней зашифровал. Для некоторых работ специально ставит непомерную цену, чтобы не ушла к случайному покупателю. Прогадать не боится - картина сама найдет своего человека. И он будет готов заплатить любые деньги, чтобы единолично блуждать в лабиринте линий.

Сам же Адиль еще с детства мечтает о другом путешествии - в глубины. Художника волнует и притягивает мысль, что все мы обитаем сейчас на дне древнего океана Тетиса:

- Нынешний Каспий - реликт, капля, оставшаяся от великого океана. Как это все выглядело раньше, вот бы узнать. Стоишь, смотришь вверх, а над тобой проплывают огромные неведомые существа. Меня вдохновляет течение времени. А мифы и легенды я стараюсь передать в современной интерпретации, какими их вижу я. Я не боюсь быть смешным и абсурдным, предлагая и зрителю выйти из зоны комфорта и подурачиться.

Юлия ЗЕНГ, фото со страницы ВКонтакте Адиля АУБЕКЕРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть