Корни без рамок
Казахстанцы познакомились с творчеством современной узбекской художницы Саодат ИСМАИЛОВОЙ.
На выставке “Как меня звали?” в галерее Aspan Gallery много сакрального: мистическая практика чилла, число “сорок”, вписанное почти во все объекты, и обращение к корням, к собственной истории. В качестве объектов - сорок чачванов, сеток, сотканных из конского волоса для прикрытия женского лица при ношении паранджи. Это старинные предметы, которые художница собирала всю жизнь, и на выставке они развешаны так, что можно любоваться ими, а можно через них посмотреть на мир. Каждый объект выступает как свидетель жизни своей бывшей хозяйки - на сегодняшний момент ремесло плетения подобных сеток утрачено. Неоновые объекты, спрятанные за чачванами, - это имена, написанные на арабице, кириллице и латинице. Есть еще сорок обложек женских журналов, показывающих, какой должна быть женщина свободного Узбекистана. По сути, это маленькое исследование, музей собственных впечатлений. Центральную видеоинсталляцию этой серии уже купила зарубежная галерея, а помогли осуществить сделку казахстанские галеристы.
Саодат не профессиональный художник, она пришла в эту сферу из кино, поскольку уверена, что через собственные объекты легче и быстрее донести идею.
- Я выросла, - рассказывает Саодат, - окруженная традициями, но понимаю, что просто погружаться в них опасно. Ты рискуешь при прямом цитировании, при следовании им не столько почувствовать свои корни, сколько ограничить себя. А получая рамки, теряешь свободу. Другое дело, когда понимание традиций ты используешь для формирования своей свободной позиции.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Aspan Gallery, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО