3243

Влюблённый в акинак

Алматинский археолог учит подростков рыцарской чести и боевому мастерству древних воинов

Влюблённый в акинак

На уроки истории, которые он вел в алматинской школе-гимназии, Станислав ПОТАПОВ приходил в кольчуге, надетой под костюм. Не в качестве наглядного пособия, а исключительно с практической целью.

- Времени на тренировки не хватало, - вспоминает учитель и основатель клуба исторического фехтования. - Но тело не должно забывать нагрузку.

Проработав 12 лет в школе, ученый-историк ушел оттуда - от новых учебных программ и поголовного тестирования. Потапов категоричен: “Натаскать на ЕНТ можно и обезьяну, а я работаю с детьми”.

Сегодня его детище - клуб исторического фехтования “Грифон”, в который приходят не только мечом помахать и в эффектном наряде покрасоваться. Ребята с головой уходят в историю. Для этого учитель берет их в качестве волонтеров в реальные археологические экспедиции. Изучают, как жили люди в Средние века, во что верили, как праздновали. На практических уроках по историческому фехтованию изучают техники боя народов, проживавших на территории нынешнего Казах­стана и соседней России. Захватывают и тему викингов. Воины того времени часто пересекались в бою, перенимали друг от друга технику боя.  Учитель и его ученики могут доподлинно изобразить, как сражались саки, усуни, кангюи, тюрки, викинги, славяне, казахи, джунгары.

- Первый выстрел из лука верхом на коне делали в три года, - рассказывает Станислав. - До старости доживали сильнейшие и мудрейшие. Считалось, если воин не погибнет в первых трех боях, смерть обойдет его стороной.

Поначалу Станислав Потапов в школе вел рукопашный бой факультативно. Обучать школьников сражаться с оружием, хотя и не настоящим, опасался. Как дети узнали, что их историк владеет древними боевыми навыками, для него до сих пор загадка. В качестве экс­перимента взялся обучать троих мальчишек. Сегодня эти ученики уже привели к Станиславу Александровичу своих детей...

- Оружие у нас все от археологических копий, - объясняет учитель. - Разумеется, незаточенное. Но размер и вес соответствуют. Мы не делаем шоу, не стараемся показать красивую картинку. Мои ребята разучивают реальные техники ведения боя древних воинов.

Мечи, сабли, кинжалы, луки, топоры, копья, щиты, кольчуги. Работают и с уникальными казахскими видами оружия, техника боя на которых мало известна. Точные копии реального оружия заказывают мастерам из Казах­стана, России, Украины и Белоруссии. Цена за одну единицу - от 20 до 600 долларов. На это собирают своим трудом - устраивают шоу со своими воспитанниками, привлекают спонсоров, договариваются с кузнецами о бартере - археолог делится с ремесленниками фишками минувших веков.

- Когда я начал тренировать ребят, заметил, как они меняются, - вспоминает наш собеседник. - Становятся ответственными, серьезными. В них просыпается рыцарский дух. Когда у тебя в руках оружие - ты другой человек. Партнер твой может ошибиться, и ты должен вовремя отвести руку, удержать, остановить. И это сложнее, чем просто победить. Но это подходит не всем. Либо ты овладеешь мечом, либо меч овладеет тобой. Ты начинаешь жить по законам чести. А в наше время этого не хватает.

Ребят к Станиславу Александровичу приходит много. Но не все остаются здесь, в Средневековье. Потапов делится наблюдениями:

- Сначала кажется, что этот пацан безнадежен. И координации движений нет, и проблем с ним куча. Но он упорный - год занимается, два. А на третий становится лучшим бойцом. Чужие по духу уходят сами.

Вступить в это боевое братство можно уже с восьми лет. Будут рады на занятиях и девочкам. Сейчас в группе только одна - племянница Станислава Александровича. Но несколько лет назад в клубе был целый отряд амазонок.

Время для поединка. Против учителя выступает 12-летний Руслан КАРТАВЩИКОВ. Этой весной будет уже два года, как он в клубе.

- У Руслана самый большой опыт выступлений, - рассказывает Станислав Александрович. - Он часто ездит с нами в экспедиции. Ну и соотношение небольшого роста и физической силы дает свои преимущества. Он пеший бьется против меня конного.

- Мне нравилось драться на мечах, но у меня были только деревянные, - делится Руслан. - Мама стала искать мне клуб по интересам. Мы рассматривали ролевиков. А потом наткнулись на историческое фехтование.

Руслан и Станислав сражаются на акинаках - коротких сакских мечах.

- Универсальное оружие, - подсказывают мне стоящие рядом юные бойцы. - Им можно сражаться как мечом, а можно отрабатывать сабельную технику.

- Ты мою руку не перекрыл, - сталью звенит голос учителя, заглушая шум сражения. - И я сильнее тебя, задавлю массой. Управляй моей рукой с помощью своего клинка. Акинак острый, я боюсь его и сам подниму руку. Теперь я тебе ничего не сделаю. Я жить хочу. Поэтому и умираю быстро. Кто смерти не боится, тот долго живет.

Наш герой улыбается в шикарные усы. Они тоже - отсыл к истокам. Дед Станислава Александровича служил в кавалерии. Немудрено, что военной наукой будущий историк заболел еще в детстве. Техники древнего боевого искусства Потапов освоил по наскальным рисункам, историческим записям и посмерт­ным ранениям при раскопках. По ранению археолог может понять, откуда наносился удар и какой он был силы.

Некоторые азы боевого мастерства передавались из поколения в поколение.

- Искусству казахского сабельного боя меня научили те, кто его еще применял в жизни, - рассказывает археолог. - Этим бойцам тогда было уже по 80 лет.

Мы снова наблюдаем поединок. Воин с казахским топором айбалта, одетый в кольчугу, против воина с саблей в обычной одежде средневекового рыцаря.

- Айбалта - очень хитрый топор, - объясняет 15-летний Гулам НУРАХУНОВ. - Им можно отрабатывать и сабельную технику.

Гулам в клубе уже три года. Он опытный боец, который и сам может давать уроки новобранцам. Длинные смоляные волосы и старинное одеяние делают его похожим на пришельца из прошлого. В бою парень изящен и опасен одновременно. Ни дать ни взять снежный барс. Не дерется - танцует. Свои умения в обычной жизни не применяет и только улыбается в ответ на подколки одноклассников, что на тренировках он “палками машет”.

Данияр АБЛСЕИТОВ, которому тоже пятнадцать, пришел в клуб полгода назад. На нем стальная кольчуга, точная копия исторической. Такой мечтал владеть каждый казахский батыр. Но и тогда, и сейчас позволить ее себе - дорогое удовольствие. Одни колечки круглые, другие плоские. За счет этого удар распределяется равномерно. Хорошо держит сабельный удар. Весит кольчуга 18 килограммов. “Самая легкая”, - смеются ребята.

Сегодня Данияру, несмотря на кольчугу, знатно досталось. Тренировочный меч удары наносит неслабые. Синяки и ушибы - привычное украшение бойца. Но разве без них можно достичь вершин мастерства в боевом искусстве?!

Данияр садится на колени и склоняется, будто в молитве. Это единственная поза, в которой в кольчуге можно отдохнуть.

- Есть исторические записи, где летописец удивляется чрезвычайной набожности воинов, то и дело падающих на колени и припадающих лбом к земле, - рассказывает Станислав. - На самом деле воины так отдыхали - создается упор, и кольчуга не давит. Для этого же кольчуги перепоясывают - так нагрузка снимается с плеч и распределяется равномерно.

После боевых занятий тренировка на выносливость и терпение. Учитель предлагает ребятам “полетать”. Статичное упражнение, когда бойцы подражают хищной птице в полете, при своей видимой простоте невероятно сложное и полезное. Оно нагружает мышцы и дает пробивную силу удара. После этого начинают особым упражнением тренировать пальцы, что позволяет не выронить из рук тяжелое оружие. Держат меч, который весит в среднем два-три килограмма на вытянутой руке. Вся эта средневековая разминка была прописана на наскальных рисунках, которые разгадал наш собеседник. Занятия в зале чередуются с выходом в горы для тренировки выносливости. Именно в ней, а не в применении расширяющих сознание веществ, про которые сейчас ходят легенды, заключался успех лучших бойцов в истории.

- Чингисхан отрубал головы, если за трое суток до боя кто-то делал глоток спиртного, - рассказывает Станислав. - Для введения себя в состояние воина не нужны никакие психотропные средства. Можно, напротив, потерять скорость и реакцию.

У Станислава Потапова есть мечта найти единомышленников. В России клубы исторической реконструкции есть почти в каждом районном центре, и молодежь глубже и нагляднее изучает историю своей страны. А вот его ребятам пока что не с кем помериться силой...

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть