Спят усталые батыры...
Алматинский фотограф Асель БОТАХАНОВА превращает новорожденных малышей в казахских ханов и нежных красавиц в саукеле.
Большинству моделей всего несколько дней от роду. Такой снимок никого не оставит равнодушным и, безусловно, украсит семейный альбом. Ньюборн-фото - профессиональные фотосессии младенцев - уже давно завоевали популярность как в мире, так и у казахстанцев. Новое веяние - национальный колорит. В студии рабочий инструмент Асель Ботахановой - фотокамера. Дома - швейная машина. Все образы и крохотные костюмчики для своих героев Асель придумывает и изготавливает сама.
Шесть лет назад, родив третьего малыша, Асель загорелась идеей устроить фотосессию в стиле ньюборн. Но найти мастера, который исполнил бы все ее задумки, молодая женщина не смогла. Пришлось взяться за дело самой. Асель прошла специализированные курсы и не стала ограничиваться фотографированием только своего малыша. Два года назад пришла мысль добавить в свою работу национальную изюминку. Но одно дело придумать, другое - воплотить. Весь реквизит пришлось собирать по крупицам, а наряды для будущих героев шить самой.
- Хотелось отобразить на фото казахские родовые символы. И на первых снимках это были скорее акценты. Со временем поняла, что необходим костюм. Образы рождались из книг, фильмов, - рассказывает Асель. - Последняя картина, впечатлившая меня красотой костюмов, - “Томирис”. А крошечный реквизит для съемок - луки, щиты, национальные музыкальные инструменты - нахожу в сувенирных магазинах. Могу и у знакомых дома конфисковать понравившуюся вещицу. Взгляд уже машинально ищет в окружающих предметах то, что пригодится на фотосессии.
Полных образов у Асель уже несколько десятков. Для мальчиков и девочек в разной стилистике. Все сделано вручную - крошечный камзол или платьице, меховая шапочка батыра или головной убор красавицы, есть даже маленькие сапожки. Одни костюмы отшила буквально за час, другие рождались в муках - чего-то все не хватало. Дотошный мастер придает значение каждой детали, будь то орнамент или украшение. К выбору материалов подходит придирчиво.
- То, что соприкасается с нежной кожей новорожденного, должно быть натуральным и мягким, - рассказывает фотограф. - Для костюмчиков лен и хлопок естественных цветов. Но это уже отсылка к прошлому, предки ведь использовали натуральные красители для ткани. А вот для антуража зачастую приходится обращаться к искусственным материалам, на мех и замшу у ребенка может начаться аллергия.
Все, что соприкасается с ребенком, тщательно обрабатывается. Ведь кроха так беззащитен. Младенцы не могут регулиро-
вать температуру тела, поэтому для взрослых в студии во время съемок довольно жарко, но для малышей 27 градусов по Цельсию - комфортная температура, и они мирно засыпают. А еще малышей успокаивает белый шум. На помощь фотографу приходит специальный прибор шушер. На фотосессию уходит в среднем около трех часов. Мама должна покормить и усыпить кроху. Затем нужно переодеть его в костюм и уложить для съемки. В силу физиологии новорожденные много спят и слабо реагируют, если к ним прикасаются.
- Но все дети разные, - вспоминает фотограф. - У меня была девочка, которая не спала более шести часов. Она не плакала, ее ничего не беспокоило. Заснув у груди матери, она тут же просыпалась в моих руках. И молча наблюдала за процессом. Нам пришлось перенести фотосессию на другое время. Потому что бодрствующих детей фотографировать небезопасно - у них срабатывает рефлекс, и они могут выпрыгнуть из реквизита. Поэтому идеальное время для такой фотосессии - до четырнадцати дней. Но с поправкой на народные традиции (старшее поколение у нас боится сглаза) съемки можно проводить и сразу после того, как малышу исполнится сорок дней. Правда, сделать это по законам жанра уже затруднительно. “Новенькие” дети еще помнят позу эмбриона и легко “складываются” для красивой картинки. Модели постарше уже такой гибкостью не отличаются.
Этнофотосессии для новорожденных сегодня в фаворе у казахских родителей. Бывает, что в неделю Асель успевает отснять пятерых малышей. За два года в ее объектив попало более пятисот младенцев и их семей. Запись идет заранее: будущие мамочки записываются по предполагаемой дате родов, чтобы не упустить возможность. Но один мужчина просто поразил нашу героиню.
- Мои работы он увидел еще до женитьбы и рождения малыша, - смеется Асель. - Столько лет хранил мой телефон. Потом встретил девушку, женился, и уже с первенцем они пришли ко мне на фотосессию.
Юлия ЗЕНГ, фото предоставлены Асель БОТАХАНОВОЙ, Алматы