18087

Присядем в ванну!

Участницы дамской выставки, открытой в Esentai Gallery, поставили в центре зала обычную эмалированную ванну, в которой каждый мог посидеть с бокалом шампанского. Мечта!

Присядем в ванну!

На самом деле сделано это не для того, чтобы обнажаться или эпатировать. Просто именно ванная комната, по мнению художников, в эпоху пандемии стала своего рода исповедальней и укрытием. Там расслаблялись, думали о важном, оставаясь наедине с собой и в диалоге со всем миром. По сети беседовали - кто же нынче ходит туда без смартфона?

Поэтому и работы на выставке “Ванные истории” были не про голое тело, а про душевные переживания. Причем мир за последний год стал настолько закрыт и открыт одновременно, что в Алматы встретились девушки, живущие далеко друг от друга: Катя КАН из Лондона, Аружан ЖУМАБЕК из Алматы и столичная штучка Kokonja (Дария НУРТАЗИНА).

Кроме ванной на выставке все, как положено сейчас: разнообразие стилей и техник, немного интриги в виде видео с маркировкой 18+, бараны, пародирующие Матисса... Хотя есть и роскошная графика, удовлетворяющая самый взыскательный вкус, и работы, заставляющие думать о смысле жизни, если он существует… Из новомодного - QR-код вместо привычных этикеток к картинам. Мы так и не заметили, чтобы народ, изголодавшийся по зрелищам, сканировал их и выяснял, кому из троицы принадлежит та или иная работа. Видимо, публике было достаточно того, что можно окунуться в атмосферу обычной богемной жизни, которой так гордится Алматы.

Самый яркий персонаж выставки Катя Кан сделала аппликацию на лицо и нарядилась в костюм зайчика. Этот образ для нее символизирует ностальгию по детству, временам совка и всеобщей безопасности.

- Я не люблю говорить, кто я и откуда, предпочитаю чувствовать себя гражданином мира. Не могу полностью ассимилировать ни с одной культурой, наверное, поэтому оказываюсь аутсайдером с эклектичным художественным вкусом, - говорит художник.

- Зачем вам выставка в Алматы, если вы живете в Лондоне?

- Потому что в Лондоне у художников нет такой свободы. Там очень большая конкуренция, все решают кураторы, и ты не можешь делать то, что хочешь. Например, здесь нам позволили в центре зала поставить ванну. А ванная для меня за время карантина стала символом точки вне времени и пространства, где многие откровенничали, жили виртуальной жизнью.

- Я на выставке “Ванные истории” вспоминаю многое из детства, - продолжает Аружан. - Отчетливо помню длинный стол в ауле близ Тараза, который был всегда готов к гостям и бесконечному чае­питию. Он располагался на улице, и его никогда не собирали. На столе всегда была посуда и еда, а также мухи… Мухи летали по своим траекториям от одного предмета к другому, завершая некий цикл. Мухи - жизнь. В моих работах они часто фигурируют как форма, как метафора.

Для Kokonja любимый персонаж не мухи, а… бараны.

- Да, я знаю, что первая ассоциация к баранам - это стадо, - смеется художник-самоучка. - На самом деле баран - очень красивое и интересное существо. Я вегетарианка, и мне очень жалко баранов, особенно когда их приносят в жертву во время религиозных праздников. Знаменитый “Танец” Матисса я использовала, потому что для меня танец - это всегда свобода.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть