2706

Без шампанского, но с коллегами

Так отмечает праздники кинорежиссер Адильхан ЕРЖАНОВ

Без шампанского, но с коллегами
Проверенная и надежная команда.

Он один из самых титулованных казахстанских режиссеров. Его работы постоянно катаются по международным фестивалям, номинируются на конкурсы, получают призы. Причем в основном это тяжелые истории из жизни глубинки, не претендующие на кассу в прокате.

- Что вы делали в новогоднюю ночь?

- Работал. Так происходит последние лет десять. Это были, конечно, не съемки на натуре - я корпел над раскадровкой. Без шампанского, но с коллегами. Время поджимает, планов много. Лучшее время в жизни - это работа, и, чтобы все получилось, приходится не тратить время на праздники.

- Неужели на фоне всеобщего кризиса не иссякли инвестиции в кино?

- В моем случае - нет. Но у моих проектов и бюджеты маленькие. Да и команда у меня состоит из людей, с которыми я работаю очень давно, и мы умеем снимать кино экономно. Это мой сознательный выбор. Прелесть кинематографа в том, что при умении можно из минимума выжать максимум. То есть если бюджет в 10 миллионов, мы сделаем так, что фильм будет выглядеть на сто. Вопрос творческого вызова. И еще: чем меньше ты тратишь денег, тем больше шансов, что тебя и в следующий раз профинансируют.

- Как-то неправильно вы работаете. У нас же многие профессионалы, наоборот, говорят, что будь у них миллион, вот тогда бы они сняли шедевр. А пока недотягивают только из-за финансов.

- Есть и такой подход. Но я слишком люблю снимать кино, а чтобы делать это часто, надо уметь работать с небольшим бюджетом. Например, “Чуму в ауле Каратас” мы сделали за 6 тысяч долларов, “Ласковое безразличие мира” обошлось в 30 тысяч долларов.

- Это нереально же…

- Реально, если ты работаешь с энтузиастами своего дела. Понятно, что нельзя пользоваться этим постоянно, ведь у всех есть семьи, людям надо зарабатывать. Но если увлекает идея, то некоторые топовые специалисты готовы работать, несмотря на размер гонорара.

- Минувший год в итоге был хороший? Вы много наград получили?

- С профессиональной точки зрения очень успешный. Но я измеряю успех не призами, а возможностью снимать. Мы работали постоянно. Использовали средства защиты, выполняли все предписания, но работали. Это главное. Что касается наград, для меня это не совсем честный показатель. Призов много, потому что и фильмов снято много. Да и вообще, номинации международных конкурсов, на мой взгляд, не показатель успеха, а, скорее, симпатии членов жюри. Есть случайные призы, есть конъюнктурные. Да, все они приятны, хочется верить, что заслуженны, но я понимаю механизм этого процесса: в жюри в среднем пять человек, и иногда судьбу приза решает один голос. То есть в сухом остатке судьбу фильма решает симпатия специалиста от кино. Я воспринимаю награды как комплименты от коллег. Это приятно, но это не признание масс.

- Почему тогда вам не поставить перед собой задачу снять кассовое, народное кино? Типа “Келинки Сабины”.

- Я бы с удовольствием сделал это, обладай определенными талантами. В хорошем смысле слова завидую режиссерам, которые умеют увлекать большую аудиторию - я работаю на узкую публику, так уж получилось. В кино все по любви, ты снимаешь то, что тебе нравится, и оказывается, что это нравится определенной аудитории. Кстати, я не понимаю обвинений в том, что публика не понимает тот или иной фильм или жанр. Это нормально, что есть фильмы, которые не всем нравятся. Мне, например, очень нравятся работы наших кавээнщиков, которые как раз делают массовое кино. У них это здорово получается.

- Сейчас часто обсуждают, что у традиционного проката нет будущего. А что может заменить его?

- Я бы не стал сбрасывать со счетов кинопрокат. Он рано или поздно восстановится, даже если будущее за интернет-площадками просмотра кино. Но в любом случае нас ждет некий переход, как в кинематографе 60-х годов прошлого века. Тогда все изменилось с появлением телевидения. Возникли мелкие студии, они потеснили гигантов, сделали ставку на независимые проекты, и мы увидели, как обновился кинематограф.

- Почему для съемок натуры вы чаще всего выбираете не теплые моря (есть и такой опыт у наших режиссеров), а казахстанскую глубинку, причем во всей ее неприглядности?

- Мне нравится масштаб, большое пространство - степь, горы, вся наша природа. По сути, пейзаж, который подчеркивает одиночество героя, является частью художественной концепции. К тому же ставка на скромный бюджет не позволит снимать фильм в Дубае. Я прекрасно понимаю, что любая экспедиция даже в границах Алматинской области бьет по финансам. Поэтому стараюсь найти локации в пределах не просто досягаемости, а такие места, где не надо ночевать, где группа может поработать день и вернуться домой.

- Что вы снимали в 2020-м? Какие планы на этот год?

- Снимал три фильма, но, как обычно, самый яркий и любимый тот, который недавно закончил. Это “Обучение Адемоки” про девочку-мигрантку, которая хочет учиться в нашей школе, и ей помогает учитель. Мне кажется, это по-хорошему патриотичный сюжет и в нем есть надежда. Снимать было легко, я работал с классными актерами - Данияром АЛШИНОВЫМ, Адемой ЕРЖАНОВОЙ, Санжаром МАДИ, Асель САДВАКАСОВОЙ. К тому же фильм финансировался госбюджетом, и студия “Казахфильм” обеспечила классную инфраструктуру: продюсеры, администраторы, гримвагон. На этом не надо было экономить, и это очень удобно.

Про планы не хочу конкретизировать, могу только сказать, что следующий проект финансируют российские продюсеры, а снимать будем в Казахстане.

Работа не останавливалась и в 2020 году. В наушниках - режиссер Адильхан ЕРЖАНОВ.

- Будет ли в этом фильме сниматься ваш любимчик Данияр Алшинов?

- Надеюсь, что да, все зависит от того, понравится ли ему персонаж. Данияр - профессионал и всегда делает фильм лучше, чем он планировался и выглядел на бумаге.

- Обычно люди в новогоднюю ночь загадывают желания, верят в чудеса… С вами никогда не происходило волшебства?

- Чудо - это когда находится бюджет на новый фильм. Это действительно волшебство, которому я каждый раз радуюсь. Хочется, чтобы в наступившем году у каждого режиссера случалось как можно больше таких чудес.

Из нашего досье

- В 2020 году фильм Адильхана Ержанова “Черный, черный человек” получил призы за лучшую режиссуру и лучшего актера на “Киношоке”, специальные призы на кинофестивалях в Везуле (Франция) и Кимолосе (Греция).

- На независимой казахстанской кинопремии “Выбор критиков” был удостоен сразу пяти наград во всех главных категориях.

- Осенью “Черный, черный человек” также вышел в широкий прокат во Франции и к концу года попал в списки лучших фильмов года у многих серьезных французских изданий о кино и культуре.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Адильханом ЕРЖАНОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть