12316

Даже пуанты отобрали!

“Уровень знаменитого ГАТОБ им. Абая, по нашему мнению, вызывает опасение, потому что его руководство занимается чем угодно, но не творчеством!” - примы-балерины Сауле РАХМЕДОВА и Куралай САРКЫТБАЕВА больше не могут молчать о том, что происходит в театре, который когда-то считался лучшим в стране. Именитые балерины, заслуженные деятели Республики Казахстан, выражают свою тревогу в связи с нынешним состоянием балетной труппы Театра имени Абая.

Даже пуанты отобрали!
Сауле РАХМЕДОВА.

- В последние два года в балете нет творческой обстановки, сплошные закулисные интриги. Сплетни, компромат расцвели таким буйным цветом, что подготовка труппы и творческая атмо­сфера, вероятно, уже никого не интересуют. Дошло до того, что молодежь, которая только пришла из училища и никого еще не знает, просят подписывать бесконечные письма против кого-то, - возмущается Сауле Рахмедова. - Недавняя премьера балета “Корсар” стала последней каплей, мы уже не можем молчать. И главное, что нас не устраивает, - руководство Гульжан ТУТКИБАЕВОЙ, которая возглавляет балетную труппу. Мне бы хотелось задать нашему руководителю и балетмейстеру Гульжан Усамбековне вот такие вопросы: можно ли будет показать эту постановку “Корсара” таким мэтрам балета, как ГРИГОРОВИЧ, ЭЙФМАН, АСЫЛМУРАТОВА? она реально думает, что наша труппа может поехать на гастроли в Нур-Султан и не провалиться? можем ли мы достойно представить такую постановку на гастролях за пределами Казахстана?

- Дальше невозможно терпеть, как в государственном театре за государственный счет сводятся личные счеты с неугодными, как из коллектива выживают профессионалов, - добавляет Куралай Саркыт­баева.

Куралай САРКЫТБАЕВА.

- Почему примы-балерины ГАТОБ, его штатные артистки и педагоги-репетиторы задают эти вопросы через нашу газету, а не могут спросить напрямую у своего руководителя? Или обратиться выше - к директору театра?

Сауле: А у нас нет такой возможности. Являясь заслуженными деятелями Республики Казахстан, мы не участвуем даже в балетной коллегии театра… Только один человек у нас царь и бог.

Куралай: Я расскажу вам конкретную историю. Около трех лет назад я ушла в декрет с должности ведущей балерины и педагога-репетитора на полставки, а в сентябре 2019-го вышла на работу и узнала, что не являюсь педагогом-репетитором. Руководитель балета заявила мне, что я, мол, не была на этой ставке. Но это не так. Тогда я обратилась в отдел кадров, где это подтвердили. Законно ли во время декретного отпуска лишать полставки педагога-репетитора?

Поймите правильно: я отдала нашему театру 27 лет, станцевала весь его репертуар, вела все премьеры. А теперь, когда хочу плавно, без скандалов закончить карьеру, то есть перейти с долж­ности артистки на педагогическую деятельность, ко мне такое не­уважительное отношение. Но ведь так, как хочу сделать я, обычно бывает во всех труппах. И именно так закончила свою танцевальную деятельность сама Гульжан Усамбековна. Но пока для меня нет даже полставки педагога-репетитора: Туткибаева назначает танцующую девочку из кордебалета вторым руководителем балетной труппы. Странная кадровая политика.

Сауле: Мы постоянно спрашиваем себя: как Ая Жакеновна (Ая КАЛИЕВА, директор ГАТОБ. - О. В.),

которая заняла свою должность всего два года назад, делает выводы, основываясь на субъективной оценке руководителя балетной труппы, и строит на этом свои заключения?

Мы догадываемся, что, возможно, у нашего руководства есть свои блогеры, которых сейчас подключат, и они напишут так, как им скажут. Но на самом деле мы с Куралай уже всем все доказали, а теперь несем ответственность перед своими учениками.

Нам, много лет отдавшим искусству, небезразлично происходящее в театре, и мы хотим делиться опытом с молодыми. К нам подходят артисты с жалобами на отсутствие творческой атмосферы и объективного профессионального отношения руководителя балета ко всем артистам. В основном в приоритете находятся ученицы руководителя.

Судите сами: в спектакле “Корсар” у нас четыре состава, и все одинаково хорошо работают, но когда идут съемки для телевидения, интервью, на официальные страницы театра, в соцсетях, то участвуют только артисты, приближенные к руководству. Почему моих учеников отодвигают, почему личностные отношения у нас на первом месте?

- У вас есть конкретные предложения?

Сауле: Идеально было бы, если бы в наш театр пригласили профессионального человека со стороны, как в Большой театр

Узбекистана позвали Андриса ЛИЕПУ, а в “Астана Опера” Алтынай АСЫЛ­МУРАТОВУ.

Куралай: Поэтому и болит душа за свой театр, когда видим, как замечательно все складывается у коллег в столице.

Сауле: Пока не поздно, нам надо провести реформы и вдохнуть энергию в нашу талантливую и перспективную труппу. К сожалению, век артиста короток, и мы очень сильно зависимы от взаимоотношений с руководителем балета. Труппа действительно молодая, не хотелось бы, чтобы через пару лет ребята ментально превратились в стариков и деградировали. Ведь наши артисты прекрасно понимают: я не буду танцевать, не поеду на гастроли, если не буду хорошо ладить с Туткибаевой, если не буду делать то, что хочет она и ее приближенные. Разве нормально, когда постоянно собирают труппу и предлагают подписывать письма против того или другого сотрудника? Их так запугали, что они подписывают не вникая. Из-за маленьких зарплат находятся в ужасном, униженном положении. А потом руководство бравирует: “Против того подписались 40 человек, против этого - 150!”

- А что дают эти подписи?

Сауле: Это элемент борьбы с неугодными. Также хотелось бы сказать, что артистов балета лишили главного орудия производства - пуантов! Их всегда выдавал театр: шили сами или закупали в России, приобретали для нас пуанты и американского производства. А два года назад руководство театра отказалось от централизованного приобретения и предложило артистам денежную компенсацию. В итоге компенсация была выделена один раз. Это при том, что одна пара пуантов американского производства стоит 62 тысячи тенге и нам нужны две-три пары в год, а средняя зарплата артиста балета составляет не больше 80 тысяч тенге.

Куралай: На нас постоянно экономят, а когда мы просим оборудовать в театре самую простую комнату отдыха, нам говорят, что нет средств. Мы не просим реабилитационный зал для травмированных артистов, как в российском Большом театре, или физиокабинет, или сауну для похудения, а мечтаем об элементарном - комнате, где можно было бы отдохнуть между двумя репетициями и перед вечерним спектаклем. Артисты балета целый день в театре, и те, кто живет далеко, не могут съездить домой передохнуть. И когда я, например, после репетиции захожу в гримерную комнату, там может лежать какая-то девочка на стульях или прямо на полу. В “Астана Опера” и в “Астана Балет” для отдыха артистов есть условия, а мы в ожидании, когда же наше руководство подумает о нашем здоровье!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлены Сауле Рахмедовой и Куралай Саркытбаевой, Алматы

Поделиться
Класснуть