“Корсар” отправляется в плавание
Захватывающие приключения, сокровища и любовные страсти. На сцену Государственного академического театра оперы и балета имени Абая (ГАТОБ) спустя 15 лет вернулся красочный балет “Корсар”.
В репертуаре ГАТОБ постановка на музыку французского композитора Адольфа АДАНА впервые появилась в 1995 году и не сходила со сцены более 10 лет. Нынешняя премьера - это современное прочтение романтической истории пирата и молодой гречанки Медоры главным балетмейстером-постановщиком театра Гульжан ТУТКИБАЕВОЙ.
- Постановка делалась в экстремальных условиях, - говорит народная артистка Казахстана. - Сценографию разработал итальянский художник Вильям ОРЛАНДИ, но из-за пандемии он не смог приехать, и нам пришлось самим воплощать его задумку. Версий “Корсара” много по всему миру. Мы представили свою редакцию. Конечно, оставили основные моменты, классические па-де-де, но многие мизансцены сделали в своих вариантах. Изменилась и структура спектакля: из трехактного он стал двухактным, причем первый акт состоит из трех картин и почти в два раза длиннее второго. Мы постарались создать динамичный, живой, современный спектакль, чтобы зритель почувствовал себя неотъемлемой частью действия на сцене.
Задумка Гульжан Туткибаевой удалась. Балет получился роскошным, зрелищным и одновременно легким, воздушным, словно дышащим морским бризом. Особую изюминку постановке придали яркие восточные костюмы и необычные декорации.
- Воплотить идею итальянского художника было непросто, но мы сделали это, - рассказывает ассистент художника-постановщика ГАТОБ им. Абая Есенгельды ТУЯКОВ. - Его замысел несет в себе совершенно другое, непривычное для нас построение декораций, особенностью которых является их движение во время действия. Для создания конструкций мы применили алюминий, а все декорации расписаны вручную. Это придает спектаклю ощущение сценического пространства и динамику.
“Корсар”, в основе которого лежит либретто по одноименной поэме Байрона, считается одним из первых образцов романтического балета. За 165 лет существования этой постановки менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался неизменным - история любви морского разбойника и прекрасной невольницы.
- Будущий спектакль всегда начинается с музыки, - рассказывает директор ГАТОБ им. Абая Ая КАЛИЕВА. - Полгода шла работа по составлению музыкального материала. В этой постановке публика по-новому услышит оркестр.
- Мы попытались добиться более интересного звучания инструментов, - подхватывает разговор дирижер-постановщик балета Ерболат АХМЕДЬЯРОВ. - Изюминкой нашей версии можно назвать номер для музыкального антракта, в котором мы использовали увертюру к опере Адольфа Адана La Poupee de Nuremberg (“Нюрнбергская кукла”). Надеюсь, балетоманы оценят музыкальную составляющую постановки.
Действие сюжета разворачивается на морских просторах, в сутолоке восточного базара и томной неге султанского гарема. От сцен сражений, прекрасных танцев и любовной страсти захватывает дух.
- Мне посчастливилось танцевать в “Корсаре” вторую женскую партию Гульнары в 2007 году, - рассказывает ведущая солистка балета ГАТОБ им. Абая Жанель ТУКЕЕВА. - В этот раз я примерила образ главной героини Медоры. Эта роль гораздо сложнее технически и эмоционально. Моя героиня - лирическая особа, но в то же время сильная и целеустремленная девушка. Чтобы передать ее характер, нужно не только танцевать, но и проявить актерское мастерство.
Полтора часа пролетают на одном дыхании. Зрители переносятся в сказку с роскошью восточных базаров, великолепием турецких дворцов, с танцами очаровательных невольниц гарема. Современный видеоряд добавляет спектаклю реалистичности и буквально погружает публику в происходящее на сцене.
Главный балетмейстер-постановщик подготовила аж четыре премьерных состава! Это рекорд. Обычно выступают два состава. Так что зрители увидят фактически четыре разные постановки.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы