2299

Искусство высшей марки

Ее произведения видят миллионы, тысячи коллекционируют, но при этом мало кому известно имя автора. Алматинка Ксения ПЛУЖНИКОВА - одна из немногих отечественных художников, кто рисует почтовые марки

Искусство высшей марки

В детстве, как и многие школьники советского времени, я собирала марки. Мои любимые серии были про космос и животных. Могла часами разглядывать маленькие картины. Тогда мне очень хотелось познакомиться хотя бы с одним из тех, кто создает эти шедевры.

И вот я сижу в гостях у Ксении и смотрю, как она творит. Рабочее место оборудовано в духе времени - два компьютера, планшет. Правда, рядом лежат краски и стоит мольберт.

- Первая моя марка вышла 4 октября 2013 года. Это была серия о цветах-эндемиках Казахстана. Каждое растение прорисовывала акварелью, - вспоминает художница. - На создание ушло три месяца. Эскизы утверждали в Институте ботаники. Ученые обсуждали каждый лепесток, потому что рисунок на марке должен быть достоверным и точным. Сейчас я больше работаю на планшете, но некоторые марки до сих пор рисую вручную.

Эскизы и первые марки Ксении.

Ксения родом из Капшагая. Там же окончила художественную школу, потом училась на дизайнера в Волгоградском институте искусств и культуры им. Серебрякова. Признается: никогда не думала, что будет рисовать почтовые марки.

- После учебы вернулась домой и случайно узнала, что на “Казпочту” требуется дизайнер. Решила попытать счастья, и меня взяли. Первый год был сложным, потому что марка - концентрат информации, значок культуры и истории, символ и месседж государства. Приступая к работе над ней, тщательно изу­чаешь тему и учитываешь сотню факторов. Ошибки в нашем деле недопустимы, - говорит Ксения.

Регионы Казахстана на марках.

За восемь лет художница подготовила более сорока марок на разные темы. Есть среди них и работы в международных проектах.

- Недавно вышла марка, посвященная 250-летию со дня рождения немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Все почты мира выпустили свою марку на эту тему, поэтому нужно было создать миниатюру, не похожую на другие. Эскиз утверждали в Доме-музее Бетховена в Бонне, - рассказывает художница.

Иногда ей достаточно нескольких наброс­ков - и работа уже готова, но бывает, что творческий процесс затягивается на несколько месяцев.

- Когда люди узнают, что я рисую марки, удивляются, конечно, - продолжает Ксения. - Я работала в типографии и разговорилась там с одной клиенткой. Она мне сказала, что покупает мои марки и они есть у нее в коллекции. Это было приятно, ведь редко кто знает авторов марок. Мастера почтовой миниатюры не демонстрируют свои произведения на выставках, не ставят подписи на своих работах и зачастую никому не известны.

Плужникова не только создает марки, но и собирает их. У нее хорошая коллекция.

- Раньше было торжественное гашение марки и конверта первого дня, - рассказывает она. - Филателисты приходили на презентацию и старались получить такой конверт. Обычно их выпускали небольшим тиражом. На гашение приезжали герои выпущенных марок, например прославленный боксер Геннадий ГОЛОВКИН, наши олимпийские чемпионы. На таких встречах я познакомилась со многими коллекционерами и сама заболела этим хобби.

По мнению филателистов, марка становится по-настоящему востребованной, если у нее есть своя любопытная история. Например, в ноябре 1999 года в Казахстане была выпущена марка “Миллениум”, а потом в правительстве поняли, что поторопились с празднованием нового тысячелетия на целый год, и решили изъять ее из продажи, хотя тираж уже разошелся. Ценным считается и блок, посвященный государственной символике страны, выпущенный в 2005 году. На марке изображены флаг, герб и… по ошибке напечатан старый гимн.

- Филателисты ищут любые ошибки на марке, потому что такой экземпляр становится ценным, - улыбается Ксения. - Но за время моей работы я не припомню таких случаев. Тем не менее наши марки востребованы у коллекционеров. Для большинства людей марка - всего лишь маленькая картинка, наклеенная на конверт или заботливо помещенная филателистом в альбом. На самом деле это целый мир. Есть несколько способов печати миниатюры, например фольгирование, тиснение, лакирование. Каждый экземпляр по-своему уникальный. К примеру, я рисовала наши области. Нужно было на миниатюре разместить несколько достопримечательностей, животных или птиц. Очень много деталей.

Ксения делала дизайн перевыпуска марки, посвященной Золотому человеку.

Сейчас Ксения трудится дизайнером в ретейлинговой компании, а марки рисует для души. Есть у нее еще одно увлечение - нумерология.

- Я творческий человек, и мне нужно постоянно менять сферу деятельности, - признается она. - У художника, когда глаз замыливается, нужно картину поставить вверх ногами и посмотреть на нее. И тогда видишь ошибки. Так и я переворачиваю свою жизнь вверх ногами и ищу новые способы творчества.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть