Мальчик, а почему у тебя такие девчачьи косы?
В Алматы не нашлось пацана, который мог бы сыграть на сцене ребенка. Пришлось режиссеру брать девочку да еще и иностранку
Девятилетняя Саша КОСЕНКО сыграла полноценную роль в спектакле “Мой папа - Питер Пэн” на сцене Театра им. Лермонтова. Конечно, все театральные дети несут повинность и выходят при необходимости на сцену в эпизодах или массовке и вообще зачастую растут за сценой! Но сыграть главную сложную роль, сделать это без скидок на юный возраст, выдержать полгода репетиционного периода… Такого опыта точно еще не было. Более того, на Украине, откуда родом Саша, не так давно был принят закон, запрещающий привлекать детей к работе в драматических спектаклях. Так что потрясающий шанс выпал Саше благодаря переезду в Алматы.
…Мы сидим в кафе. Саша поначалу смущается и немного в образе: листает книгу, рассказывает, что актерская работа помогает ей раскрыться. В девочке с сережками, ямочками, в розовой кофточке и с выраженным женским обаянием очень трудно узнать хулиганистого отчаянного мальчишку, которого она играет. Во время репетиций из нее старательно вытравляли эту женскую сущность. Учили ходить по-пацански, сделали паричок, чтобы спрятать длинные локоны, ввели запрет на розовые майки, заставляли яростно бить кулаками подушку и бесстрашно раскачиваться на веревочной лестнице.

И тем не менее первый прогон на публику оказался под угрозой срыва. Все гримуборные, где актеры ждут начала спектакля, оснащены радиоточкой, которая обеспечивает трансляцию спектакля. С ее помощью приглашают на сцену нужных персонажей. А у Саши эта радиоточка оказалась отключена. Спектакль задерживали, поскольку зрители медленно проходили контроль температуры на входе, и в итоге свой выход юная актриса пропустила. Старшие коллеги боялись, что такой форс-мажор собьет настрой и все полетит кувырком, но девочка проявила себя как настоящий боец.
Саша поначалу ужасно серьезничает, несмотря на мои провокации.
- А гонорар-то тебе платят за выступление в театре?
- Нет, я же не оканчивала университет, у меня нет диплома…
- Конечно, платят, - смеется мама Лидия ЛАГУНОВА, актриса театра. - У нас все, как положено, заключен договор. Да и отношение на равных с остальными актерами. Репетировала она без скидок на возраст и за косяки огребала наравне с коллегами. А перед прогоном отрезала свои роскошные волосы и, мне кажется, сделала это с большим удовольствием, не только для роли. Я замучила ее заплетанием косичек…
Как же нашелся юный талант? Режиссер Дмитрий СКИРТА влюбился в свежую пьесу и решил не просто ее поставить, но и найти именно ребенка для главной роли, а не заменять его актрисой-травести. Искали долго и упорно, узнавали о талантливых мальчишках в детских театральных школах Алматы, просили детей записывать видео, но, когда Саша прислала свой видеоролик, поиск моментально закончился.
- Если честно, учить монолог мне тогда не хотелось - мама заставила, - признается девочка. - Я тогда была на каникулах на море, и мы договорились, что я просто выразительно прочитаю текст с телефона. Для меня не сокращали ни одного слова в пьесе, чтобы роль была поменьше.

Саша и Лидия - граждане Украины. Мама приехала в Казахстан вслед за вторым мужем, который здесь работает, и взяла с собой дочку. Сама Лидия прошла просмотр в Лермонтовском театре и поступила в труппу. Сейчас она играет несколько главных ролей, а еще открыла свою театральную детскую школу и удивляется, что в Казахстане зачастую педагоги занимаются с детьми не очень серьезно - ради процесса и финансов, а не ради результатов.
Дочь она воспитывает по-спартански, дисциплина железная: в компьютер ребенок не играет, гаджетами не болеет. Отдыхать может только после того, как прочитано 30 страниц серьезной литературы и сделаны все уроки. Даже популярные мультики девочка не смотрит, например, не в курсе, кто такой Спанч Боб.
Зато Саша с пяти лет занимается хореографией, осваивает под руководством мамы актерское дело, увлеклась вокалом. Работу в спектакле она считает самой замечательной игрой, которая ей выпадала в жизни. Но по киношным кастингам ходить они не собираются, мама с дочкой считают, что кино - это не так серьезно. Совсем другое дело - театр.
- Сначала я не очень понимала, о чем спектакль, - честно признается Саша, - но мне очень нравился процесс работы над ролью. И делать все казалось несложно, я просто чувствую себя как мой персонаж. Если честно, я очень долго была застенчивой, стеснялась других людей. Это потом из меня словно вынырнул актерский талант.

- Репетиции начались еще зимой, - продолжает Лидия. - И когда театр закрыли на карантин, я переживала, как дочь справится с паузой. Но получилось наоборот, она словно перешла на иной уровень. Хотя должна сказать, что и для взрослых это непростой процесс - вжиться в своего персонажа. Саша на карантине закрывалась в комнате и репетировала перед зеркалом, разрабатывала голос. Она даже, как положено у актеров, переписала свою роль от руки. Причем сделала это каллиграфическим почерком.
- Как вы решились отрезать косы?
- Если честно, я была против, - говорит Лидия. - До последнего мы репетировали в специальном паричке - открытие театра и премьера все время откладывались. А в решительный момент режиссер только намекнул, что парик не очень правдоподобный, и Саша моментально приняла решение.
- Как ты настраиваешься на роль?
- Самое главное - подготовить дикцию, - объясняет юная актриса. - Я читаю текст, зажав пробку в зубах, растираю щеки, делаю специальные упражнения.
- Что было самое трудное?
- Иногда после репетиций уже по пути домой мне казалось, что у меня голова распухла и готова взорваться, я даже не могла разговаривать. Еще было трудно пересилить страх и раскачиваться на веревочной лестнице. Я ведь даже по деревьям лазать не умею - я совсем не пацанка. И еще я поначалу не понимала такой конец. Мне казалось, что если бы я увидела моего папу, стоящим на подоконнике, то успела бы подбежать и втащить его в квартиру.
- У тебя есть любимое стихотворение?
- Да, конечно, мне очень нравится у Пастернака “Быть знаменитым некрасиво”. Я его помню наизусть, потому что там каждая строчка - правда. А еще я фанатка Майкла Джексона, очень фанатка - до небес! Правда, лунную походку его не умею копировать, но меня восхищает он, как артист. На премьеру мама подарила мне футболку с ним и календарь. Теперь даже не знаю, что попросить на Новый год - все мечты исполнились.
- Ну, Дед Мороз обязательно что-то придумает…
- Волшебства не существует же.
- А разве это не волшебство, когда в девять лет ты сыграла главную роль в театре?
- Мне кажется, она еще просто не совсем понимает, какой уникальный шанс ей выпал, - отвечает за дочку Лидия. - Наверное, стоило сюда переехать только из-за того, чтобы это случилось.
Я, как все скучные взрослые, на прощание провожу беседу: мол, будь готова, что следующую роль придется ждать долго, может быть, много лет. Два раза везения не бывает. Но мне по большому секрету сказали, что мама с дочкой уже репетируют новогодний спектакль, где заняты обе… Саша вздыхает: “Только роль маленькая, хотелось бы побольше…”
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ и предоставлено Лидией ЛАГУНОВОЙ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО