Юмора стало больше!
Несмотря на пандемию и строгий карантин, казахстанцы сохранили желание шутить и смеяться. Так считает известный шоумен и юморист Марат ОРАЛГАЗИН, создатель рейтинговых юмористических программ “Мəссаған”, “Қызық Times”, “Қызық Live” и популярных комедийных сериалов “Вузеры”, “Патруль” и “Бəсеке”.
- Cпрос на наши шутки даже увеличился, - заявил Марат. - Причем на всех площадках. Мы вообще не останавливались. И если наша компания “Бас продакшн” не снимала программы для телевидения, то мы делали продукт для интернета и, конечно, постоянно писали сценарии. Понять такую потребность можно: если откроете любой информационный портал или включите теленовости, то кругом один негатив, и, чтобы в нем не утонуть, людям нужен позитив. Куда же без него? Считаю, что именно юмор помог нам адаптироваться в новых условиях и выжить.
- Значит, ни разу не слышали упрека в свой адрес: мол, тут такая ситуация серьезная, а вы все шутите?
- Чувство юмора у наших людей отменное! Особенно нравятся шутки на актуальные темы. И у нас появилось очень много юмора, связанного с карантином. Мы даже клипы шуточные об этом снимали, и зритель на ура все воспринимал. А скоро у нас выйдет шуточный сериал на медицинскую тему, в котором мы расскажем про сотрудников “скорой помощи”. Про пандемию там, конечно, тоже будет. Понятно, что тема, в общем-то, несмешная, но тут все зависит от подачи шуток, смотря с какой стороны подойти со своим юмором, главное - не задеть ничьих чувств.
Также ситуация с коронавирусом обнажила очень много социальных проблем, а значит, есть повод пошутить и об этом. Поэтому готовим к выходу еще один сериал про сотрудников наших коммунальных служб и работников акимата. Но это, опять же, не черный юмор, мы будем соблюдать все нормы приличия и морали.
- Осторожничаете? Видимо, вас напугала история с популярным артистом Кенталом, когда шутка про “мы все умрем” да еще и в форме полицейского довела его до скамьи подсудимых...
- Вообще-то, мы всегда стараемся не переходить дозволенные границы, работали так еще со времен своей первой программы, а это было больше десяти лет назад. А историю с Кенталом я комментировать не берусь, так как имею поверхностную информацию об этом, как и все казахстанцы. Но там очень много тонкостей и подводных течений, о которых мы не знаем.
- В Казахстане сейчас огромное количество вайнеров, блогеров и просто людей, которые на телефон снимают смешные ролики и становятся невероятно популярными. Профессиональные юмористы страдают от такой конкуренции?
- Ни в коем случае. Я, наоборот, радуюсь: если шуток много, значит, это востребовано. А что касается большого количества талантливых шутников из сети, то очень многие из них как мгновенно стреляют, так и быстро пропад ают. Те же, кто остается, действительно создают конкурентную среду, а значит, ориентируют нас на качественную работу. Поэтому я не собираюсь хаять никого из персонажей в юморе, просто всегда стараюсь предлагать зрителям что-то получше.
- А сложно было писать шутки для Ивана УРГАНТА и Александра ЦЕКАЛО, с которыми вам пришлось поработать?
- Школа КВН нулевых и десятых годов, которую я прошел, дает серьезные знания и большой опыт в кино- и телеискусстве. Все видят, что в нашем медийном пространстве кавээнщики тех лет имеют огромный успех во всех направлениях творчества. И я благодаря тому, чему научил меня КВН, сначала вместе с нашим популярным режиссером Аскаром БИСЕМБИНЫМ работал над российским комедийным скетч-шоу “6 кадров”, а затем уже мне посчастливилось трудиться над проектом с Ургантом и Цекало. Он назывался “Большая разница. Казахстан”.
Выходил этот проект на одном из наших телеканалов, и я состоял в его авторской группе. Мы, конечно, очень переживали, нервничали, поймут ли они наш юмор, наш менталитет, смогут ли преподнести как надо. Но опыт работы в качестве сценариста высшей лиги КВН, где также присутствовал так называемый ментальный юмор, действительно дал хорошие результаты. И уже во время первой читки текстов творческой группой “Большой разницы” мы радовались, когда все смеялись в голос. А продюсер телекомпании “Среда” Руслан СОРОКИН произнес тогда замечательную фразу: “Вот это я понимаю, шутки! У вас, казахов, юмор просто космический, и я удивлен, почему до сих пор вы не стали чемпионами КВН”. Это меня очень вдохновило. Получается, что юмор везде одинаковый, лишь с небольшой национальной спецификой, которая и делает его еще интереснее.
- А где вы научились так шутить?
- Как говорил один наш известный бизнесмен, “жизнь научила!” (Смеется.) Просто у нас в Казахстане такая среда, когда без отменного чувства юмора, без хорошего вкуса к шуткам жить будет неинтересно. Да и люди наши в целом очень позитивные.
Помню, в девяностых годах никто не ходил по кафе и ресторанам, а все посиделки устраивали дома. Так было и в нашей семье. По выходным, праздникам и любым поводам за столом собиралось огромное количество гостей - друзей и родственников. Все пели, играли на домбре, гитаре и, конечно, шутили. И хотя мой отец - юрист, а мама - педагог, любовь к творчеству и юмору они мне привили.
Правда, никто не думал, что юмор станет моей профессией. Я хотел стать юристом, как отец, как брат с сестрой, но когда пришел поступать в КазНУ, то узнал, что конкурс там на эту специальность почти 100 человек на место. Тогда-то я и решил стать не юристом, а реалистом! Поступил на востоковедение, а потом начал играть в университете в КВН. И пошло-поехало.
Помню, как родственники интересовались: “Когда уже серьезным делом займешься?” А родители переживали: “Что тебе это даст?” В какой-то момент отец даже потребовал: “Ты мне трудовую книжку покажи!” Но как только меня показали по телевизору, он обзвонил всех родственников и с гордостью рассказал о моих достижениях. А мне все это нравилось с самого начала, и в итоге юмор стал моей профессией. Теперь у меня нет времени, чтобы даже задуматься о другой жизни: с утра до вечера я погружен в творчество и считаю себя счастливым человеком.
- Говорят, что профессиональные шутники и юмористы в жизни люди серьезные, а в быту даже нудные. Это правда?
- Правда в том, что придумывать что-то по-настоящему смешное - серьезный процесс. Ведь сплошь и рядом бывает: придумаешь классную шутку, все отрепетируешь, а во время выступления понимаешь, что зрителю не смешно. И начинаешь прокручивать все в голове, делать выводы, чтобы в следующий раз так не случилось. Поэтому профессиональные юмористы говорят: “Придумать шутку - это вам не шутки!” Это производство, которое работает по определенным схемам, технологиям, с помощью специальных механизмов.
После успеха сериалов “Вузеры” и “Патруль” пришло желание снять свое комедийное кино, мы даже написали несколько сценариев, но проклятые сомнения нас остановили. Надеюсь, в следующем году мы все-таки порадуем казахстанцев своим полнометражным фильмом. Так что юмористы - люди не только серьезные, но и очень самокритичные!
- Но какие они в быту, вы так и не ответили…
- Я и правда нудный! (Смеется.) Мы часто летаем на выступления в разные города страны, и однажды перед ранним вылетом я не спал всю ночь. Сам боялся проспать и контролировал коллег, чтобы не опоздали на рейс. В итоге все улетели, а я уснул в терминале аэропорта и остался в Актау.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Маратом ОРАЛГАЗИНЫМ, Алматы