1595

Кто не успел, тот опоздал

Три премьерных показа монооперы “Анна Франк” в алматинском Театре оперы и балета имени Абая - это сама по себе крутая интрига. Если вы не попали на них сейчас, то следующего шанса придется ждать долго.

Кто не успел, тот опоздал

...Потрясающий финал закончился долгой паузой - зрители просто не знали, можно ли аплодировать на такой трагической ноте. Раздвинулся пожарный занавес, который обычно мы не видим, и исполнительница главной роли ушла от публики, сидящей на сцене, в пустой задымленный зрительный зал с зачехленными креслами и мерт­выми фонарями. Но в итоге восторг пересилил, и все дружно поздравили артистов со смелым экспериментом.

Камерная опера поставлена по дневнику Анны Франк, тринадцатилетней девочки, в годы войны просидевшей с семьей и друзьями два с половиной года в убежище посреди Амстердама. Так они спасались от фашистов. В итоге их обнаружили, отправили в концлагерь, где Анна умерла от тифа, так и не узнав, что отец выжил. Именно он нашел в тайнике дневник девочки, ставший документальным литературным памятником.

Кажется, что для оперы тема сложная, невозможная. Но композитор Григорий ФРИД сумел написать музыку, используя лишь подлинные слова Анны. В итоге нет привычного рифмованного текста, как нет и мелодий. Вообще, нет ничего привычного уху, воспитанному на классике. Главная сложность в том, что одна неверная, даже просто неуверенная интонация музыкантов или солистов может погубить весь замысел, и вместо потрясения получится лишь эксперимент. Именно на таких спектаклях можно по-настоящему оценить уровень казахстанских артистов. Как по лезвию бритвы, они провели по всем атональным, сложным музыкальным лабиринтам и заставили не то что пережить драму - сделали соучастниками.

Впрочем, за это стоит благодарить и российского режиссера Алексея СМИРНОВА. Он шесть лет вынашивал идею спектакля, до того как получил добро от руководства Алматинского оперного театра. В итоге все действие происходит на сцене. Публику приглашают за кулисы, где начинается спектакль, мы наблюдаем оркестр, не спрятанный в оркестровой яме, а находящийся на помосте, вместо декораций - документальные снимки на заднем фоне. Мы знакомимся с Анной Франк, а потом она отодвигает пристенный шкаф и приглашает зрителей пройти за ней на другую половину сцены, в убежище.

- Документальная опера - редкий жанр, - рассказывает Алексей. - Мы больше привыкли к подобным спектаклям в драматическом театре. Все, что вы здесь видите, - это отражение реальных вещей. На сцене точная уменьшенная копия того самого трехэтажного дома в Амстердаме, где прятались люди. Более того, детально воссоздана обстановка - кровать Анны, стол и прочее. Этот дом до сих пор существует, сейчас там располагается музей. Даже шкаф, который скрывает проход из одной части сцены в другую, - это точная реплика входа в убежище. Нам было очень важно именно через документы показать эту сложную историю героини, которая учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний.

Еще одна интересная идея режиссера - поделить единственную партию между двумя солистками: Венера АЛПЫСБАЕВА и Надия НАДЕНОВА настолько уникальны, что второго состава у оперы нет. Именно поэтому после трех премьерных спектаклей будет долгая пауза. Вспомнят оперу в середине зимы и еще несколько раз покажут ближе к 9 Мая, к Дню Победы, для которого и задумывалась постановка.

- Опера в каком-то смысле любит тему войны, - размышляет Алексей. - Но в данном конкретном случае это очень частная история маленькой девочки. Поэтому логична ее камерность. Я ставил спектакль на сто зрителей, но по новым правилам сейчас его показывают для пятидесяти, исчезает задуманное ощущение тесноты, скученности. Но, с другой стороны, время очень подходящее, потому что мы сами успели посидеть дома взаперти. В любом случае для меня это история о потрясающей силе воли девочки, которая находила в себе силы каждый день видеть что-то хорошее, не поддаваться панике.

Как ни странно, весь спектакль и его музыкальная ткань ведут зрителя от трагического ощущения к свету. Даже музыка постепенно меняется.

- Мы очень волнуемся, как примет публика эту постановку, - призналась директор театра Ая КАЛИЕВА. - Но сегодня мы рассматриваем “Анну Франк” как самую миролюбивую оперу с самыми яркими человеческими ценностями.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира АКУЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее