На одном дыхании
Каждая капля акварели - целый мир возможностей для художника и восторга для зрителей. В Центральном государственном музее в Алматы открылась первая республиканская офлайн-выставка “Акварельный фреш”.
Один из залов музея на две недели трансформировался в акварельную сказку. 110 работ, разных по стилистике, тематике, настроению, раскрывают широкие возможности акварели.
- Экспозиция должна была пройти еще в апреле, но карантин спутал все планы, - рассказывает координатор выставки Марлан НЫСАНБАЕВ.
- Зато у участников было время подумать и поработать над своими произведениями. Мы специально выбрали акварель. Из всех графических техник она, пожалуй, одна из наиболее трудных, но притягательных по своим возможностям. Надо суметь так нанести краски на бумагу, чтобы получился и легкий ветерок, и нежный туман, и тонкий аромат цветка. К сожалению, у нас в стране это умирающий жанр. Мы хотим возродить его и вернуть магию этой живописи.
Марлан и сам участвует в выставке. Долгое время он не писал, а недавно вернулся в искусство. В экспозиции представлено шесть его работ.
- Картина “Закат над Хан-Тенгри” получила главный приз зрительских симпатий на онлайн-выставке “Цифровая реинкарнация картин”, - делится он. - Эта моя творческая работа сделана в необычном ракурсе. Мне нравится писать воду. Я по знаку зодиака Рыбы, и как-то мой учитель сказал: “Пиши больше воды. Она у тебя отлично получается”. Следую его совету.
На выставке нет ни одной проходной картины. Пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные и абстрактные композиции, этнические мотивы и жизнь человека. Авторы сумели показать мир во всех красках, используя минимум средств и максимум выразительности.
- Акварель позволяет выразить сиюминутное состояние, настроение, - говорит художник из Караганды Игорь БАГРАМОВ.
- Нужно творить на одном дыхании. Это мне и нравится в этой технике. В Алматы я привез несколько больших полотен и небольшую экспозицию акварельных миниатюр. На следующий год на свое 60-летие хочу сделать юбилейную выставку “Сто акварельных миниатюр о Казахстане”.
Манера влажной акварели, или, как ее называют, а-ля прима, в исполнении Игоря Маратовича сразу обращает на себя внимание. Его полотна воздушные и загадочные. Особый восторг вызвала картина “Дорога”.
- Люблю путешествовать на машине. Специально купил микроавтобус, - улыбается он. - Удобно картины перевозить, не боишься, что с ними что-то случится. А сколько сюжетов рождается в пути!
На открытие пришло немало посетителей. Народ соскучился по выставкам. Поклонники акварели с интересом разглядывали городские пейзажи Рашида КУЛЬБАТЫРОВА и Максима ВЕДЕРНИКОВА, работы Анны ПЕТРАКОВОЙ, Дины ГАБИТОВОЙ, Лидии ДРОЗДОВОЙ, Абая ЧУНЧАЛИНОВА.
“Неужели эти портреты написаны акварелью?!” - восклицали зрители, останавливаясь у картин Елены ИОКТОН.
Ее полотна действительно светятся особым светом и притягивают взгляд. Многие посетители стояли, словно завороженные, разглядывая картины.
- Приятно, что мое творчество вызывает такую реакцию, - призналась Елена. - В акварели непросто писать портреты, потому что нельзя ошибиться или переделать. Рисую с детства. Окончила художественно-графический факультет, но на 20 лет забросила творчество. Пять лет назад вновь начала писать. Мне ближе графика, но акварель меня околдовала. Прототипы людей на портретах существуют в реальной жизни. К примеру, работа “Другая сторона Рождества”. Этого бездомного мужчину я сфотографировала в Англии. Он мне напомнил Санта-Клауса. Было два варианта картины: в цвете, но она мне не понравилась, и вот эта, черно-белая. Это моя любимая работа. Ее несколько раз предлагали купить, но я не продаю. Такую же не напишу, потому что невозможно в акварели повторить. Кроме портретов мне нравится рисовать природу, особенно наши горы.
Описать каждую картину всех 26 участников невозможно - их надо увидеть. Выставка продлится до 16 октября.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы