1568

Не тревожь мне душу, скрипка

Музыканты Алматинской филармонии им. Жамбыла в августе и сентябре проведут онлайн-фестиваль. Программа совершенно потрясающая - каждый артист и каждый коллектив выбрал лучшее, чем может порадовать публику.

Не тревожь мне душу, скрипка
Государственный струнный квартет им. Г. Жубановой.

Технически это будет выглядеть следующим образом: музыканты выступят перед пустым залом, трансляцию можно будет смотреть онлайн в хорошем качестве либо в любое удобное время в записи. Концерты даже начнутся в традиционное время - семь часов вечера. Мы решили поговорить с артистами - а вдруг им нравится такой формат? Публика не чихает, не кашляет, не надо напоминать о выключении соток во время концерта - спокойненько отыграли, ну, разве что без аплодисментов. Зато концерт может жить потом еще и в записи. Что если музыканты на пороге нового, счастливого времени?

- Ну не знаю насчет того, чтобы публика мешала, - удивлен руководитель струнного квартета РК им. Газизы Жубановой Ернар МЫНТАЕВ. - У нас не то чтобы кашляли - у нас публика, кажется, дышит через раз! Конечно, когда в зале сидят люди, это совершенно иная атмосфера.

Музыканты квартета - настоящие баловни публики, они любимы во всем мире, не только на родине. Поклонницы постоянно думают, чем бы порадовать этих красавцев: им дарили шоколад, завернутый в специально отпечатанные обертки с портретами музыкантов, посвящали стихи, рисовали их живопис­ные портреты.

- Мы из-за пандемии не доиграли всю программу, которую задумывали исполнить в прошлом сезоне. Вот сейчас на фестивале представим квартеты Бетховена - это посвящение 250-летию композитора. Хотя бы онлайн это сделаем. Этот сезон у нас юбилейный, 25-й сезон на сцене филармонии, соответственно, были большие планы. Вот ждем, когда можно будет вернуться к обычному режиму работы. Пока на репетициях работаем без масок, состав небольшой, расстояние немного увеличили. Хотя бы репетиции в живом формате разрешены уже…

Габиту НЕСИПБАЕВУ, главному органисту страны, вроде бы публика должна быть не важна - он же сидит всегда спиной к залу. Но оказалось, что маэстро поднимал настоящий бунт против онлайн-выступлений и отказался играть для трансляции, когда ему предложили это в первом карантине. Возможно, дело в том, что Габит во время концерта не просто играет, но еще и много рассказывает о той программе, которую исполняет, и публика очень любит эти отступления и живое общение.

Габит НЕСИПБАЕВ.

- Я считаю, что давать концерты без публики в зале - преступная трата времени, - заявляет музыкант. - Я даже думаю, что все же посажу для записи в зале разрешенное количество людей, хотя бы своих друзей и знакомых, потому что не могу играть перед пустым залом, для меня это очень напрягающая ситуация. Но надо так надо. Проблема еще и в том, что орган - очень сложный в акустическом плане инструмент: при записи теряется богатство и красота его нижних регистров, вот этот обволакивающий бархат. А что касается того, что публика не всегда внимательно слушает и зачастую мешает исполнителю… Люди одинаковы во все времена. Знаменитый предшественник Баха, Букстехуде в свое время жаловался, что во время публичных выступлений в церкви молодежь пользуется полумраком зала, и занимает ее совсем не музыка. Так что мы не самое худшее поколение.

- Как вы подбирали программу?

- В связи с карантином у меня появилась возможность углубиться в репертуарные пласты, и я решил сыграть все органные произведения Брамса. Это всего лишь час с небольшим музыки, но мне надо будет уложиться ровно в час по условиям трансляции. В числе прочих исполню и одиннадцать хоралов - это последнее произведение композитора, его прощание и откровенный разговор. Удивительно, насколько эта светлая музыка перекликается с нашим сегодняшним днем. В любом случае я потом в очные времена обязательно повторю эту программу. Но предполагаем, что это произойдет не ранее нового года.

А вот для хорового коллектива даже разрешенные репетиции - это сложная история. Полным составом собираться нельзя, поэтому в фестивале примет участие ровно половина музыкантов - 30 из 60. Артисты честно сказали, что поют они, конечно, без масок, но во время перерывов надевают ставшие привычными аксессуары. Опыт онлайн-выступлений у капеллы есть - 1 июня, в День защиты детей, они уже давали концерт из детских песен. Настрой у артистов бодрый, они могут петь в любых условиях и при любой санэпид­обстановке. В советское время ездили по всей стране, выступали на не предусмотренных для этого площадках, в том числе на молочных фермах и сельских производствах.

- Ну да, есть у нас хитрости для создания атмосферы, мы и улыбаться обязательно будем при пустом зале, как при аншлаговом выступлении, - рассказывает художественный руководитель и дирижер хора Беимбет ДЕМЕУОВ. - Хотя по публике очень соскучились - последний раз людей в зале собирали аж 3 марта. И это удивительно, как действуют на артистов сидящие в зале люди: мигом проходят все недомогания - вроде бы только что на генеральном прогоне что-то не получалось, но на концерте удивительным образом все удается. В этом есть определенная магия. И наша музыка понятна всем, не зря же говорят, что хоровое пение - это самый народный жанр, божьи слова, которые достигают каждой души. В любом случае хорошо, что хоть так есть возможность подать весточку нашим зрителям.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Ернаром МЫНТАЕВЫМ и Габитом НЕСИПБАЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть