2694

Съёмки, погони, риск и немного славы

“Номады не сдаются. Мы еще вернемся за каскадерским “Оскаром”, - сказал три года назад руководитель группы Nomad Stunts Жайдарбек КУНГУЖИНОВ. И вот команда вновь попала в шорт-лист престижной премии “Таурус” за постановку трюков в картине “Томирис” режиссера Акана САТАЕВА.

Съёмки, погони, риск и немного славы

- Надеюсь, вторая попытка будет удачной, - начал нашу беседу Жайдарбек. - В 2017 году мы были номинированы за трюки в российской картине “Викинг”. В этот раз представляем картину полностью казахстанского производства, поэтому волнительно вдвойне.

Награждение победителей традиционно проходит в Лос-Анджелесе. В этом году из-за пандемии коронавируса вручение перенесено на неопределенный срок. В номинации “Лучшая постановка трюков в иностранном фильме” кроме “Томирис” представлены ленты “Спасти Ленинград” (Россия), “Захар Беркут” (Украина), “Первый король Рима” (Италия), “Касабланка” (Египет).

- Соперники серьезные, но мы настроены на победу, - продолжает каскадер. - К съемкам “Томирис” готовились по западным стандартам: тренировали актеров, разбирали сцены, снимали превизы. Для этого проекта наша команда придумала много новых трюков. К примеру, мы специально разрабатывали драки с коротким скифским мечом акинаком. Также сделали стопроцентное горение. Это очень опасный трюк, потому что дышать невозможно. Но мы его выполнили, и это очень эффектно смотрится.

- Скажите, авторство трюков где-то фиксируется?

- Нет. Каскадеры всего мира - это большая семья, где каждый готов поделиться опытом. Никто не станет присваивать себе наши трюки, - сказал он. - На одной картине у нас работали ребята из 27 стран мира! Например, тайские каскадеры, участвовавшие в съемках “Лары Крофт” и “Рембо-4”, научили нас правильно пинать по голове, и теперь мы умеем работать не так травматично, как раньше. В России мы придумали трюк, где двуколка переворачивается вместе с лошадью. Продюсер был впечатлен, но, к сожалению, из-за графика съемок мы не успели это отснять и поделились видео с россиянами. Нам не жалко.

В мире каскадеры делятся по специализации: одни только дерутся, другие скачут на лошадях, третьи прыгают с высоты. Nomad Stunts - универсальная команда, которая умеет делать все трюки, поэтому их зовут работать ведущие студии Голливуда, Болливуда, России и Европы. В прошлом году ребята снялись в фильме “Мулан” студии Disney. Жайдарбек не только выступил как хорс-тренер (специалист по подготовке лошадей для актеров и трюков), но и сыграл роль предводителя отряда “волков”.

- Меня часто пытаются привлечь как актера, говорят, фактурная внешность, - улыбается он. - Например, я снимался в эпизодах вместе с Натали ПОРТМАН, Джейсоном СКОТТОМ ЛИ, Сильвестром СТАЛЛОНЕ и другими знаменитостями. Актерский опыт интересный, но я каскадер, и этим все сказано. На “Мулан” был жесткий отбор. Многие каскадеры подавали заявку за несколько месяцев и не прошли. Нам просто позвонили и позвали работать. Причем когда начались съемки фильма, я работал на картине “Томирис” и по­обещал Акану Сатаеву завершить проект. В итоге попал на проект только спустя несколько месяцев, и они все это время ждали меня. Я мечтал поработать с Disney и увидеть процесс изнутри, понять, как создаются такие масштабные картины.

За славой и востребованностью Nomad Stunts стоит каждодневный труд и постоянный профессиональный рост. Команда выросла от 10 до 86 человек, из которых двенадцать - девушки. Попасть в коллектив стремятся и зарубежные каскадеры.

- Желающих много, но не все выдерживают темпа нашей работы, - говорит Жайдарбек. - Человек может быть физически подготовленным, но сломаться психологически. Во время съемок бывает много разных моментов, и каскадер должен не терять самообладания и думать во время выполнения трюка. Можно сто раз удачно падать с третьего этажа, а на сто первый зацепиться одеждой за что-то и неудачно приземлиться. Я сам ломал ноги и руки, а участвуя в фильме “Дневной дозор”, серьезно повредил спину. Травмы в нашем деле неизбежны, но я стараюсь минимизировать их. Мы постоянно чему-то учимся. Например, для фильма “47 ронинов” нам ставили японскую технику работы с катаной, а для картины “Конан-варвар” нужен был уже совсем другой стиль - рубились, как настоящие варвары. Часто приходится работать в непогоду и в самых немыслимых условиях. Помню, во время съемок фильма “Викинг” мы снимали военные баталии под дождем, на холоде и в грязи. И в каждом новом дубле, разумеется, должны были быть чистыми. Мыться времени не было, поэтому грязь с нас смывали прямо там же водой из пожарного шланга.

- Вы работали со многими голливудскими звездами. Кто вас впечатлил, а кто разочаровал?

- У меня есть несколько кумиров, с которыми мне посчастливилось работать на одной площадке. Японский актер Таданобу АСАНО восхищает меня своей человечностью и добротой к людям. С Брюсом УИЛЛИСОМ мы работали на фильме “Неудержимые-2”. Он приезжал на площадку и наблюдал за всеми. Очень внимательный и добрый. Всегда здоровался с каскадерами и интересовался делами. Сильвестр Сталлоне и Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР - простые, веселые ребята. А вот Джейсон СТЕЙТЕМ (английский актер, сыгравший в фильмах “Перевозчик”, “Карты, деньги, два ствола”, “Форсаж”. - Н. П.) и Джет ЛИ (китайский и сингапурский актер, снявшийся в фильмах “Однажды в Китае”, “Кулак легенды”, “Запретное царство”. - Н. П.) - звездные ребята. Никогда с каскадерами не общались и не здоровались, всем видом показывая, что они звезды.

Моя мечта - поработать с Джеки ЧАНОМ. Два года назад мы встречались с его представителями. В Казахстане планировали совместный с ним фильм. Но пока проект заморожен. Еще хотел бы посотрудничать со Стивеном СПИЛБЕРГОМ. Когда был в Америке, чтобы посмотреть, как работают их каскадеры, мне посчастливилось попасть на площадку, где Спилберг снимал “Войну миров”.

Жайдарбек - отец четырех детей. Его супруга Альфия и старший сын работают с ним в команде.

- Шестилетний сын и четырехлетняя дочка тоже проявляют интерес к профессии каскадера, а вот средняя дочь, кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, похоже, не пойдет по нашим стопам, - смеется он. - Для своих близких на работе я шеф, а дома - отец и муж. С них я даже строже спрашиваю. Конечно, и волнуюсь за них больше, но никогда не показываю этого. На “Томирис” Альфия дублировала главную героиню, и было немало творческих споров. Но она всегда прислушивается к моим советам, замечаниям, потому что понимает, что это рабочий процесс.

На этот год у команды большие планы. Их ждут на съемки в Чехии, России, Индии.

- Предложений о сотрудничестве много. До карантина интересный проект намечался в Болгарии, где крутой американский режиссер хотел прорисовывать с наших ребят героев компьютерной игры. Наде­емся, что все творческие задумки воплотятся в жизнь, когда откроют границы, - вздыхает Жайдарбек. - А пока мы тренируемся дома и придумываем новые трюки.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Николая ПОСТНИКОВА и из архива Nomad Stunts, Алматы

Поделиться
Класснуть