Ой, нас нарисовали!
Динара ДУКЕНБАЕВА - дипломированная пианистка и талантливый художник-самоучка. В карантин она решила поднять настроение людям и устроила в Фейсбуке шарж-марафон.
В детстве у Динары было два увлечения - рисование и музыка.
Когда встал вопрос о будущей профессии, выбрала второе. Окончила Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского, работала в ансамблях, преподавала музыку детям.
- Даже не думала, что когда-нибудь всерьез займусь живописью и буду осваивать техники, - говорит Динара. - Я родом из Уштобе, у меня обычная семья: мама - швея, папа преподавал тракторное дело в профтехучилище. Но они всегда поддерживают меня во всем. Когда жила в Алматы, иногда выходила на Арбат и рисовала портреты. Однажды молодые люди спросили, могу ли я сделать шарж. Я попробовала, и моя работа им понравилась. Постепенно я увлеклась шаржем. Некоторые считают этот вид искусства несерьезным жанром, но он не так прост, как кажется. Тут важно не только уметь рисовать, но и обладать фантазией, интуицией, быть немножко психологом.
Это уже второй шарж-марафон, который устраивает Динара. Она выбирает персонажей, которых будет рисовать, случайным образом в соцсетях, а потом выкладывает туда готовый рисунок.
- Мне хотелось добавить в нашу жизнь немного юмора и творчества в это непростое время, - продолжает художница. - Конечно, шарж лучше рисовать с натуры, потому что быстрее улавливаешь характер модели, линии и черты лица. По фотографии сложнее, но зато можно делать не спеша, в цвете. Я сейчас рисую акварелью. В марафоне приняли участие уже несколько десятков человек, и еще никто не написал, что ему не понравилось. Хотя люди не очень любят смеяться над собой. Все хотят быть увековеченными только в красивом виде. Зато над другими хохочут от души.
Шаржи Динары наполнены легкостью, юмором и приятными мелочами, характеризующими личность изображаемого человека.
- Были заказы для политических деятелей, каких - не буду говорить, но известных. Но я не люблю политику. А вот когда известный карикатурист Ибрагим КУБЕКОВ попросил нарисовать его, я с восторгом работала. Конечно, волновалась, как мастер воспримет мой шарж. Ему очень понравилось! В работе любого художника, а особенно художника-шаржиста, большое значение имеет чувство меры. Главное, не скатиться в злую иронию, чтобы не обидеть. А еще нужно придумать, как одеть человека и что дать ему в руки, чтобы подчеркнуть его статус или обозначить место работы.
- А кого сложнее рисовать - мужчин или женщин?
- Трудно карикатурить красивых людей. У них нет каких-то особенных деталей во внешности, которые можно подметить.
Очень многие, когда позируют, стараются быть серьезными, и тогда мне приходится включать фантазию и додумывать образ. Помню, мужчину рисовала, он весь такой серьезный, но я внутренне почувствовала, что он весельчак и балагур. Рисую, а сама хохочу. Он смотрит на меня и не понимает, что меня так веселит, а когда увидел конечный результат, воскликнул: “Откуда вы знали это?!” Бывает, что шарж не получается. Вроде по технике все нормально, но нет в нем искры, и тогда он летит в мусорное ведро, а я через какое-то время сажусь и начинаю рисовать снова.
Динара рисует не только шаржи. Есть у нее и портреты, и живопись. Музыку она тоже не бросает, но считает, что настоящее ее призвание - это живопись.
- Я хотела бы стать иллюстратором детских книг, - признается она. - Сейчас работаю в этом направлении. Надеюсь, у меня получится.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлены Динарой ДУКЕНБАЕВОЙ, Алматы