Взгляните на этот фасад...
Ее первая персональная выставка закрылась, не успев открыться. Виноват коронавирус! Но художница Анна ФИДИРКО не унывает и считает, что благодаря карантину ее картины в онлайн-галерее “Вернисаж” увидит еще больше людей.
В своих работах Анна предлагает зрителям прогуляться по Алматы, который стремительно меняет до неузнаваемости свой облик.
- Все меньше становится любимых сердцу улочек, по которым я бегала ребенком, зданий, с которыми связаны какие-то воспоминания, - говорит Анна. - Вот я и решила посвятить свою первую персональную выставку городскому пейзажу. Ко мне часто обращаются с просьбой написать то или иное здание, особенно те, кто уезжает жить в другие страны. Часто, например, просят запечатлеть фасад любимой школы.
Когда начинаю писать, то стараюсь узнать побольше интересных фактов о месте, которое рисую. Один из моих любимых фасадов - здание бывшего Казпотребсоюза на пересечении улиц Толе би и Панфилова. Дом был построен в 1953 году. Такие здания со шпилем на крыше называли “сталинский торт”, потому что в вечернее время с подсветкой они смотрятся особенно эффектно и действительно напоминают праздничный торт. Несколько лет назад я даже побывала там в одной из квартир. Увидела объявление, что сдается жилплощадь, и решила посмотреть, как здание выглядит внутри. Впечатлили высокие потолки с красивой лепниной.
Я это здание рисовала трижды, и каждый раз меня упрашивали продать картину.
Рассказывать про дома, здания, исторические места Анна может часами, ведь она окончила архитектурно-строительный институт. Среди работ, представленных на выставке, алматинцы без труда узнают магазин тканей “Кызыл тан”, гостиницу “Казахстан”, которая была первым небоскребом, построенным в мегаполисе, Казахский государственный аграрный университет, который открылся в 1929 году, оперный театр и другие алматинские достопримечательности.
- Каждое здание имеет свою уникальную историю и энергетику, - продолжает автор. - К примеру, когда я училась в художественной школе, у меня не получалось нормально нарисовать Вознесенский собор. Не могла я прорисовывать все эти окошки. Первый раз я попала в здание собора, когда он был еще выставочным павильоном. Туда привезли выставку голограммы, и нас, юных художников, повели на нее. Там, конечно, не было такого убранства, как сейчас. Единственно, висела огромная люстра черного цвета, а так обычное здание. И только когда храму вернули его предназначение, а я стала взрослой, я смогла написать собор, передав его энергетику.
Еще одно здание, которое меня завораживает с детства, - дом купца Тита ГОЛОВИЗИНА на углу проспекта Назарбаева и улицы Курмангазы. Известно, что в нем в определенный период жил Леонид БРЕЖНЕВ и назывался дом госрезиденцией №4. Потом в здании располагались детсад, жилые квартиры-коммуналки и поликлиника. У меня есть несколько вариантов этого здания.
Впрочем, Анна не зацикливается только на городском пейзаже. Она любит экспериментировать с техниками и материалами.
- Когда я бываю в художественных магазинах, то с пустыми руками никогда не ухожу, - улыбается художница. - Сейчас такое раздолье для творчества в плане материалов, что глаза разбегаются. Недавно открыла для себя маркеры, которыми выполнены все картины на выставке. У меня один набор 108 цветов, а другой - 120.
Когда я была маленькой, вместо полотна использовала стену под ковром. Вставала на диван и рисовала, а однажды мама решила побелить в доме и сняла ковер, тут-то и открылось мое творчество. Она не стала ругаться, а сказала, что запишет меня в художественную школу. Мне было десять лет. С тех пор моя жизнь связана с живописью. У меня три художественных образования.
За время учебы приобрела такие специальности, как театральный декоратор, дизайнер архитектурной среды, учитель рисования и черчения. Но продолжаю искать свой стиль в творчестве. И с каждой работой понимаю, как много возможностей выразить свой взгляд на мир.
Анна уже думает про следующую выставку, которую она хотела бы посвятить портретам.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлены Анной ФИДИРКО, Алматы