2874

Сверстники меня часто не понимают...

12-летний Бауыржан ТУТКАБАЙ сочиняет музыку, которая многим кажется слишком сложной, но зато мировые эксперты оценивают её очень высоко

Сверстники меня часто  не понимают...

На первом международном конкурсе композиторов New Music Generation, который проходил в Нур-Султане в ноябре, Бауыржан Туткабай представил свое фортепианное произведение “Галактический рисунок” и завоевал Гран-при в возрастной группе до 15 лет. Его среди 115 других участников из 24 стран выделило жюри в составе известных композиторов, дирижеров, педагогов из Франции, России, Греции, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Он с улыбкой признается, что в глубине души надеялся на победу, ведь его “Галактический рисунок”, написанный в 10 лет, ранее уже прошел боевое крещение на международных композиторских конкурсах в США и Италии. Американцы после фестиваля-конкурса, посвященного известному современному авангардному композитору Джорджу КРАМБУ, прислали Туткабаю похвальный лист, где сказано: “Самому юному участнику и выдающемуся таланту в композиции”. А в Италии он получил диплом за четвертое место на международном конкурсе молодых композиторов Sitta di Barletta.

- На всех этих конкурсах серьезные европейские композиторы оценивали какие-то открытия, новые мысли в музыкальном языке и композиторскую технику участников, - очень серьезно рассказывает Бауыржан, демонстрируя свои трофеи.

- А какое-нибудь материальное подкрепление победы было? - решила я разрядить важность момента.

- Ну на зарубежных конкурсах ничего такого не было, а вот в Нур-Султане давали 100 тысяч тенге за Гран-при. И так как я разделил его с еще одним участником - 15-летним китайцем из Америки, то мне полагалось 50 тысяч.

- И на что же ты их потратил?

- Даже не знаю. Папа как снял эти деньги в банкомате, так они у него и остались. У нас тогда, кажется, как раз денег не было, - улыбается мальчишка.

Как оказалось, тема денег - это вообще не про Бауыржана. Минувшим летом известный в Алматы музыкант-ударник Юрий ЛЕОНОВ организовал в парке 28 гвардейцев-панфиловцев концерт, посвященный Виктору ЦОЮ и группе “Кино”. Бауыржан Туткабай был самым юным участником среди выступавших на этом мероприятии. Он исполнил знаменитую “Время есть, а денег нет…” так, что все ахнули.

- Потом один из музыкантов позвонил и позвал вместе выступать - петь Цоя в ресторанах, клубах и на корпоративах. Он сказал, что круто смотрится, когда ребенок так проникновенно и профессионально исполняет песни Цоя. Но я подумал, посоветовался с папой и отказался. Это же бизнес у них такой, и выступают они ради денег. А я хочу по-другому…

- Это как?

- Одноклассники из музыкальной школы меня тоже не понимают. У многих цель жизни - работа, чтобы потом получать хорошие деньги. И все. А я еще не задумывался о зарплате, мои желания и цели идут дальше. Точно я еще их не могу сформулировать, но чувствую, что хочу найти какой-то внутренний свет с помощью своей музыки, - пытается объяснить свою позицию Бауыржан.

И действительно, как прикажете понимать его, когда, играя знаменитое классическое произведение на фортепиано в легендарной музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой, он вдруг переходит на импровизацию и не может остановиться?

- Какая-то сила заставляет меня играть что-то свое, то, что ко мне приходит непонятно откуда. Это какая-то мысль, которая неожиданно возникает в голове. Я перекладываю эту мысль на музыку. Со временем набралось много обрывочного из таких импровизаций, и было непонятно, что с этим делать… И вот однажды папа рассказал мне про Галактику, про строение космоса, и меня особенно поразила черная дыра. Мне даже сны стали сниться какие-то космические, загадочные. После этого я объединил написанную до этого музыку в одно произведение, а в середине моего сочинения как раз и оказался образ той самой черной дыры - тягучий и загадочный. Потом пришло и название “Галактический рисунок”. Я посоветовался с мамой, и она одобрила его, сказала: “Это красиво!”

Точно так же неожиданно сложилось в целое и увидело свет еще одно произведение Бауыржана.

- Как-то папа поехал по работе в Бишкек и взял меня с собой, по­обещав показать красивую природу Кордайского перевала, - вспоминает юный композитор. - Когда мы поднялись на холм, то я увидел настолько живописный вид, что сразу вспомнил черновую музыку, которая давно записана на моем диктофоне. Я включил ее и вдруг понял: это произведение называется “На холме”!.. Сочинять для меня нетрудно. Моя музыка - это какие-то вибрации, которые я ощущаю в определенный момент.

Например, фортепианную пьесу “Мудрец” Бауыржан написал, когда впечатлился рассуждениями и наставлениями знаменитого индийского йога и мистика Садхгуру.

- Просто заинтересовался его словами в одном из роликов и потом стал много слушать их в YouTube, - говорит Бауыржан.

А под мистическую музыку его произведения “Рассвет” хорошо медитировать. Сам автор говорит, что его написанию предшествовали мысли о добре и зле, о свете и тьме.

- Когда я послал папе это сочинение, он был в командировке в Санкт-Петербурге, и ему некогда было слушать. Он просто переслал его своему другу, дяде Вите, и тот написал в ответ: “Мастерское произведение!”

Дядей Витей Бауыржан называет Виктора ЯМПОЛЬСКОГО - известного российского пианиста, руководителя “Трио имени Рахманинова”. Начинающий композитор говорит, что совсем не думал о мастерстве, когда писал свое произведение. Но вышло так, как вышло, и слова известного музыканта, конечно же, окрылили его.

- А вот сверстники, одноклассники меня часто не понимают. Когда я сыграл в школе свой “Галактический рисунок”, а потом и другие произведения, то не услышал в ответ ни одного слова - ни хорошего, ни плохого. Наверное, я другой, и они тоже другие…

Зато у Бауыржана есть много тем для разговоров со взрослыми - друзьями отца и мамы. Ему с ними легко, потому что не приходится подстраиваться.

- Люблю рассуждать о патриотизме с дядей Бердалы, он культуролог. Дядя Коля-травник знает много чудесного. Но больше всего мне нравится общаться с тетей Нагимой, она ясновидящая - лечит людей, видит и предсказывает будущее. Знаю, что кто-то думает о таких людях как о сумасшедших. А я вижу в ней родственную душу. Когда мы общаемся, то у меня какой-то прилив энергии происходит и мне хочется сочинять музыку. А еще я умею разговаривать с деревьями, - рассказывает Бауыржан.

- Ничего себе!

- У вас тоже получится. Попробуйте секунд пятнадцать неотрывно смотреть на дерево, и оно вам ответит. Думайте о том, какое оно красивое, и почувствуете в ответ теплую, позитивную энергию. Сначала так. А потом начнете чувствовать характер каждого дерева…

- А бывает, что кто-то сомневается в твоем таланте: может, думают, что все композиторские успехи - заслуга отца или мамы?

- У меня есть четыре старшие сестры, и никто из них вообще не занимается музыкой. Не принуждали, не заинтересовывали особо и меня. Просто, когда мне был где-то год и я только начал ходить, везде волочил за собой по дому домбру, ее звуки мне нравились. Когда подрос, просил ажеку показать, как надо играть на пианино, и все получилось само собой.

Ажека Бауыржана - пианистка Гульгаухар АМАНЖОЛОВА, папа - известный композитор и музыковед Бахтияр АМАНЖОЛ, а мама - композитор, художник и музыкант Гульжан АМАНЖОЛ. Есть в этом для Бауыржана, как он сам считает, и плюсы, и минусы.

- На новый, 2019 год я попросил у родителей гитару. И когда стал проводить с ней много времени, увлекся лирикой Цоя, ажека не выдержала. Посчитав, что я недостаточно занимаюсь на фортепиано, просто взяла и грохнула гитару об пол. Она треснула, а я дня два проплакал. Но потом мы заклеили гитарный шрам, и звук все равно остался нормальный. На аже я не обиделся. Ей 93 года, у нее все-таки нервы. А потом, когда я сочинил гитарное произведение “Река” про времена года или, можно сказать, про времена жизни, она меня даже похвалила.

Скромно умалчивает Бауыржан, что родители гордятся, когда его приглашают участвовать в концертах молодых композиторов Казахстана в алматинскую консерваторию. И было это уже несколько раз. А еще льстит молодому композитору тот факт, что его отец и сам уже использует произведения сына. Фортепианное сочинение Бауыржана “Ботақан” Бахтияр Аманжол переложил для камерного оркестра, жетыгена и кыл-кобыза. И в этой аранжировке оно будет вскоре издано.

- Правда, стоять там будет фамилия отца. Но напишут также, что тема моя, - застенчиво опускает глаза Бауыржан. - Вообще я сам предложил эту идею отцу, ведь еще не умею делать так, как он. И музыка получилась красивая. Когда я ее писал, представлял красочный пейзаж, солнечное жайлау.

- А что-то кроме музыки тебя интересует?

- Недавно на уроке алгебры учительница вдруг сказала: “Учите математику, ведь музыка - это далеко не вся жизнь, а лишь ее частичка”. Я не мог согласиться, поднял руку и сказал: “Музыка - это все!” Она не хотела меня слышать и продолжала говорить, что самое главное в учебе - это общеобразовательные предметы. Я опять поднял руку и громче сказал: “Музыка - это все!” Повторил это три или четыре раза. Но класс стал поддерживать учительницу. И она выгнала меня с урока. Мне было обидно, - я чувствовал, что это ложь в адрес чего-то большого и важного, а потому не мог молчать. Когда вахтерша спросила: “Почему тебя выгнали?” - я все ей рассказал, а она посоветовала: “Иди попроси прощения”. Но почему я должен извиняться, если честно сказал то, что думаю?!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть