Актёр от сохи
Фильм “Шыракши” уже месяц идет в казахстанском прокате, а исполнитель главной роли Муратжан Мукажанов до сих пор не может поверить, что судьба дала ему такой шанс
Дело в том, что Муратжан - профессиональный актер, но в театре успел поработать лишь два года, затем вернулся домой, в село Южное Урджарского района Семипалатинской области, где сменил несколько профессий, пока не случилась его главная звездная роль.
Муратжан с юности участвовал в самодеятельности, при каждой возможности читал стихи, ставил скетчи на школьной сцене. Постепенно стало ясно: хочется быть актером. Отправился поступать в Алматы, хотя родителям не очень нравилась выбранная специальность. Тем не менее успешно получил диплом. Уже на выпуске его заметил легендарный режиссер Азербайжан МАМБЕТОВ и сразу взял в труппу Театра драмы им.
Ауэзова, что для зеленого студента можно назвать неслыханным везением. Следующие два года жизни были похожи на счастливый сон: вводы в спектакли, небольшие роли в кино. А потом все очень быстро закончилось.
- В 1971 году старший брат ушел в армию, и отец потребовал, чтобы я вернулся домой, - рассказывает Муратжан-ага. - Он ветеран войны, со здоровьем были проблемы, поэтому и хотел, чтобы рядом с ним жил один из сыновей. К тому же вы знаете, как у казахов относятся к профессии актера. Все в селе гордятся своими детьми. У кого сын зоотехником работает, у кого - учителем в школе, все почетные, уважаемые профессии. А актер - это что-то несерьезное, вроде шута, что ли... Наверное, такие разговоры тоже сыграли свою роль.
Коллеги были в шоке, когда Муратжан сообщил, что уходит из театра и возвращается в село. Азербайжан Мамбетов злился и называл парня дураком, объяснял, что даже из областного театра ведущему актеру сложно попасть в его труппу, а уж студенту просто повезло. Хадиша БУКЕЕВА сетовала, что зря так долго воспитывала, учила парня. А ведь ему уже собирались выделить однокомнатную квартиру как раз к свадьбе. Мукажанов в глубине души надеялся, что рано или поздно вернется в Алматы: вот придет из армии брат или что-то изменится в жизни, и он снова будет работать в театре. Но, оказалось, что в одну и ту же реку дважды войти невозможно...
- Отец грозился пойти на прием к самому Кунаеву, если я не вернусь домой. Что поделаешь, я не мог перечить его воле. К тому времени как раз женился. Жена была учителем, и когда директор школы узнал, что я работал в Ауэзовском театре, то попросил вести театральный кружок, поставить спектакль с ребятами. Получилось так здорово, что председатель колхоза тут же вызвал меня и дал поручение организовать народный театр. Тогда это было очень популярно - взрослые люди, непрофессиональные актеры в свободное от работы время репетировали, ставили спектакли. Вы не представляете, как пела у меня душа, когда я занялся этим делом! - вспоминает Мукажанов.
Муратжан отслужил в армии, вернулся и днем работал военруком в школе, а вечерами и по выходным - в народном театре, который к тому времени уже официально существовал, а руководитель даже получал зарплату.
- У нас играли механизаторы, преподаватели, люди самых разных профессий. Колхоз выделил автобус, чтобы мы ездили по соседним поселкам и показывали спектакли, - вспоминает Мукажанов. - Наш коллектив даже стал дипломантом республиканского смотра народных театров. Мой труд настолько ценили, что в 1985 году вне очереди выделили новенькие “жигули”! Тогда это было очень непросто.
А в 1991 году все закончилось вместе с эпохой СССР. Сначала канул в Лету театр, до которого никому уже не было дела, да и односельчане были теперь больше заняты вопросами выживания, чем новыми ролями. Потом развалилось профтехобразование, а к тому времени Муратжан работал завучем профтехучилища. Наконец приказал долго жить и сам колхоз с красноречивым названием “Красный дозор”.
- С 1996 года я уже просто трудился на земле, в своем крестьянском хозяйстве. Мы сажали подсолнечник, еще я работал опять военруком в школе, правда, пришлось заочно получить диплом педагога, - рассказывает Мукажанов. - Вот так закрутилась жизнь, что я уже и не думал о возвращении к профессии актера. Кстати, сыну своему тоже не дал выбрать эту специальность, хотя у него были данные - он пел, был артистичный. Но я боялся, что актерские застолья и возлияния могут не туда увести парня.
Друзья и бывшие коллеги все это время не забывали Муратжана и время от времени даже звали в Алматы попробоваться на роль в том или ином фильме. Вот только с каждым годом все тяжелее было даже думать о том, чтобы на время нарушить привычный уклад жизни.
Но однажды звезды все же сошлись. Муратжан был по делам в Алматы, и его пригласили попробоваться на главную роль, для которой никак не могли подобрать актера. Оказалось, что это роль фронтовика и для нее необходимо похудеть.
- Я отказался от хлеба, стал меньше есть, начал тренироваться, ходил париться в баню. И хотя жена очень переживала за меня, говорила, что я умру без мучных продуктов, заболею, я сбросил шесть килограммов, и пробы прошли прекрасно. А потом были два месяца тишины, когда я думал, что про меня забыли. Когда уже не ждал, раздался звонок - пригласили на съемки. Мне даже зубы привели в порядок за счет студии. У меня-то были золотые коронки. А откуда у фронтовика во рту золото? Вот и пришлось менять.
Мукажанов говорит, что у него очень много общего с героем, так что играть было несложно. Трудность была в другом: отвык уже запоминать текст, слова постоянно вылетали из головы.
- Но меня очень берегли. Например, была сцена под дождем. Естественно, дождь искусственный, из поливальных машин, а вода в них ледяная. Режиссер Ермек ТУРСУНОВ очень переживал, чтобы я не заболел, велел сразу переодеть меня, даже налили 50 граммов, чтобы я согрелся после этой сцены, - улыбается наш герой.
Выход фильма затянулся. “Шыракши” был снят в 2018-м, потом производство то замораживалось, то запускалось, а перед прокатом картину решено было показать на нескольких фестивалях. Так что в 2019 году Муратжан сделал свой первый в жизни загранпаспорт и поехал представлять фильм в Шанхай, Сочи и Анапу.
- Когда показывают фильм на фестивале, я всегда переживаю не за то, как жюри его примет, а за то, как встретят люди, поэтому всегда смотрю на реакцию публики в зале. И очень приятно, что публику трогает история простого человека, - делится Мукажанов.
“Шыракши” получил несколько наград на международных кинофестивалях: в конкурсной программе Sochi International Film Festival and Awards работа режиссера Ермека Турсунова была признана лучшей, а народная артистка России Нина УСАТОВА, снимавшаяся в этой ленте, получила приз “За лучшую женскую роль”. В Анапе на фестивале “Киношок-2019” Мукажанов получил специальный диплом большого жюри “За создание поэтичного образа служителя искусства кино”.
Сейчас Муратжан живет на два дома. Во время учебного года он в Алматы помогает дочке и занимается внуками, а летом вернется снова в свой родной поселок и туда же увезет детей. Там простор, молоко, там сама земля дает силы, чтобы жить, говорит актер.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Муратжаном МУКАЖАНОВЫМ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО