832

Узор, который хочется рассматривать

Традиционный стеганый халат с отсылкой к голливудскому ужастику? Это возможно. Как рождаются и обновляются орнаменты.

Узор, который хочется рассматривать

Галерея Aspan Gallery объединила центральноазиатских художников, готовых поразмышлять на темы традиций и со­временности. Пять авторов, три страны - Казахстан, Киргизия, Узбекистан. И очень разные подходы: от сакрального до откровенного гротеска.

Кстати, именно это понятие не боятся произнести организаторы выставки - за годы независимости во многих постсоветских республиках национальный орнамент приобрел гротескный характер. Он порой замещает и национальную идею, и идеологию, превращаясь в вычурный элемент декора. Так что же думают художники?

Бахыт БУБИКАНОВА, алматинская художница, подсмотрела обыкновенные почеркушки мужа на листочке в клеточку. Когда мы заняты разговором или размышлениями, часто не задумываясь рисуем нечто подобное. Но здесь явно проступает восточная ментальность, которую не сотрешь ластиком. Так что орнаменты буквально вписаны в наш код ДНК - вот с такой мыслью Бахыт перенесла незатейливые рисунки мужа на холст, и, подкрепленные идеей, они стали произведением современного искусства.

“Крик” (фрагмент). Диляра КАИПОВА.

Диляра КАИПОВА, художница из Узбекистана, которая успела в рамках выставки прочитать целую лекцию о мадрасском шелке, зашифрованных символах и орнаментах, работает с текстилем, так что вместо картин представила стеганые халаты. Но рисунок надо рассматривать внимательно, тогда замечаешь, что вместо традиционного элемента халат оказывается украшен символом радиационной опасности. Или образ знаменитой маски из фильма “Крик” проступает на стеганой ткани. Почему нет?

- Не надо к орнаментам относиться как к чему-то мертвому и застывшему, они меняются, - уверена Диляра. - Мне интересно было попытаться смешать несмешиваемое. Увидеть конфликт между традициями и со­временностью. Философия чужого, попавшего в твое поле. Ведь мы настолько привыкаем, глаз замыливается, что уже не видим смысл.

Киргизский художник Марат РАЙЫМКУЛОВ - еще одна вселенная. Да, так нарисовать может каждый, да, это форменные каракули, ужас и жесть с чернушным оттенком. Тем не менее работа не обделена вниманием искусствоведов в отличие от подобных образцов. А если вглядеться, чем не забавное прочтение “Возвращения блудного сына”, например? Можно возмущаться, но работы этого автора объехали полмира и даже побывали на Венецианском биеннале.

“Тревожные знаки”. Диляра КАИПОВА.

Наконец, казахстанцы Виктор и Елена ВОРОБЬЕВЫ, которые работают как одна команда, уже водили публику по лабиринту орнаментов в самом прямом смысле этого слова (такой проект они показывали в Музее им. А. Кастеева). Они видят новые орнаменты во всем, причем всегда добавляют свою фирменную иронию.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Aspan Gallery, Алматы

Поделиться
Класснуть