Ах, какая муза!
В последнее время в Казахстане стали набирать популярность моноспектакли. Удержать внимание публики в одиночку непросто, но тем и интересен контент. На днях в Алматы необычную смесь современной поэзии, атмосферной музыки и спектакля представила российская поэтесса Ирина АСТАХОВА, известная под псевдонимом Ах Астахова.
Начало спектакля затянулось на час, потому что произошла накладка с другим концертом, но ценители поэзии не расходились.
- Спасибо вам, что дождались меня, - начала со слов благодарности поэтесса. - Не будем терять время - это самый дорогой ресурс.
Зазвучала музыка, и голос Ирины сразу увлек зрителей в непростые взаимоотношения между людьми, далекие путешествия, интимные впечатления, мысли и секреты из самой глубины сердца.
Свое первое стихотворение Ирина написала в 9 лет, но не думала, что поэзия станет ее основной деятельностью. Сегодня она одна из популярных поэтесс. Она дала более 200 концертов в 76 городах и 10 странах.
С Казахстаном Ирину связывает давняя дружба. Здесь у нее много поклонников и друзей. В 2016 году на творческом вечере в Алматы она выступала вместе с отечественными поэтами.
Во время спектакля поэтесса примеряла разные образы, и каждый в зале находил в ее произведениях что-то свое. Сидящая рядом девушка смахнула слезу, когда со сцены прозвучали слова: «...Сегодня меня до жути взяла тоска, но я не смогла найти до тебя дорогу!», а женщина постарше ухмыльнулась при строчках : «...Вы решили, мы с вами - не пара, А теперь все смеются вокруг!»
Вишенкой на торте, конечно, стал поэтический монолог “Тебя там хоть любят?”. Именно с него в 2011 году начался путь Ирины на сцену.
Зрители долго не отпускали поэтессу, аплодируя стоя. Огромная очередь поклонников с книгами выстроилась на автограф-сессию. Она никому не отказывала, с каждым сфотографировалась и не переставала благодарить людей за их доброту.
Когда все разошлись, она устало присела на край сцены и поболтала с журналистами.
- Часто импровизируете во время выступления? - поинтересовалась я у Ирины.
- Постоянно стараюсь удивлять и себя, и публику. Мне нравится импровизировать. Правда, постановка «Без грима» не меняется. Мы специально с композитором Михаилом МИЩЕНКО писали альбом к этому спектаклю.
- Бывало, что слова забывали?
- Могу на эмоциях, могу что-то пропустить, но забыть - нет. На сцене я переживаю то, о чем когда-то написала.
- Голос - ваш инструмент. Что делаете, когда он пропадает?
- Только однажды сильно сели связки, и я не могла говорить. Испробовала все народные средства: молоко, коньяк, яйцо, но все безрезультатно. Не в моих правилах отменять концерт, поэтому я вышла на сцену и читала шепотом. Многие люди тогда плакали. Мне кажется, помимо эмоциональной боли, которая есть в некоторых стихах, зрители переживали вместе со мной и телесную боль.
- С момента, когда любители поэзии узнали о вас благодаря стихотворению "Тебя хоть там любят?", прошло девять лет. Сегодня эмоционально вы по-другому чувствуете это произведение?
- На самом деле, моя история как поэта началась не с этого стихотворения, но людям нравится так считать, и я не переубеждаю. Я его ценю, и те отношения, которые были на тот момент, очень дороги для меня. Недавно я отдыхала на Бали и познакомилась с местными музыкантами, они играют регги, и мы решили выступить вместе на концерте, посвяшенное памяти ямайского музыканта Боба МАРЛИ. Когда я начала читать это стихотворение, гитарист почему-то стал играть веселый регги. В общем, я прочитала его и почувствовала, что у меня действительно ничего не осталось и в душе только легкость.
- Вы по старинке пишете стихи от руки или на компьютере?
- И так и так. У меня всегда с собой блокнот, и во всех ресторанах есть салфетки. Кстати, строки «Говоришь: ты мне не жена. Мой ответ тебе прост и тих: Если я тебе не нужна - не воруй меня у других» родились на салфетке в кафе.
- Как относитесь к критике?
- К конструктивной - положительно, она помогает расти творчески. Но чаще люди, которых ты даже не знаешь, считают, что могут осудить тебя, прийти к тебе, как к себе домой, и сказать: "Ты делаешь плохо", "Ты плохо выглядишь", закрыть дверь и уйти. Я раньше расстраивалась, когда читала плохие отзывы о своем творчестве, а сейчас научилась не обращать внимания на негатив. Я живу по правилу "Не судить других людей, не заглядывать в чужую частную жизнь, не давать советы, если тебя об этом не просят".
- На заказ стихи пишете?
- Редко. Хотя просят часто. Бывают и странные заявки. Как-то ко мне обратился человек, который сказал, что пишет продолжение "Гарри Поттера", и предложил мне написать стихи от лица Гермионы.
Как признается Ирина, самое важное для нее - это возможность быть услышанной здесь и сейчас, возможность передать свои чувства и эмоции каждому человеку, помогая ему прожить личную историю и найти в себе те простые секреты гармонии с душой.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Максима ЛИПИНА, Алматы