3665

Алдияр ЖУМАЖАНОВ, создатель компьютерных игр: Я просто трудолюбивый

На что точно не влияет гуляющий по Китаю коронавирус, так это на разработку первой в мире крутой компьютерной игры по истории кочевников. Автор международного проекта и его двигатель - наш соотечественник Алдияр ЖУМАЖАНОВ

Алдияр ЖУМАЖАНОВ, создатель компьютерных игр: Я просто трудолюбивый

Алдияр четыре года работает в Китае и возглавляет отдел дизайна одного из кибергигантов Mechanist Games, дислоцирующегося в городе Сямыне.

Талантливый программист с удовольствием нашел время, чтобы рассказать, как же стать таким крутым, удостоиться прозвища Казахский Илон Маск и попасть в лидеры индустрии и отечественный проект “100 лиц Казахстана”.

- Родители никогда не запрещали мне играть в компьютерные игры, не устанавливали лимит, - смеется Алдияр. - До сих пор у меня есть любимые игры: DUM-2, “Ведьмак”. Они учат работать в команде, развивают реакцию и логику.

Правда, еще родители говорили, что только знания помогут добиться достойного места в обществе. И чтобы разбираться в том же компьютере, Алдияру уже в 12 лет пришлось освоить английский язык. К моменту окончания школы у выпускника уже было приглашение учиться на выбор или в Токийском технологическом университете на инженера ядерной физики, или в Москве в РГИ им. Губкина и осваивать нефтегазовую специальность.

Алдияр подошел к вопросу прагматично, оценивая еще и потенциал языка обучения. Япония хоть и продвинутая, но небольшая страна, русский язык даст возможность попробовать себя на рынке размером примерно в 250-300 тысяч человек, а вот знание китайского и английского откроет практически половину земного шара.

- Так я и решил, что стратегически правильно учиться в Китае, а в качестве специальности выбрал популярное на тот момент нефтепромысловое дело. Выиграл грант, в течение года учил язык, а потом успешно окончил вуз. Но после университета в 2016 году я положил диплом на полочку и решил, что настало время попробовать себя в том, что всегда воспринимал как хобби: программировании, графическом дизайне, создании мобильных приложений и игр, - рассказывает мужчина.

Алдияр методично составил список из 16 самых крутых IT-компаний Китая и разослал свое резюме. В ответ получил 15 отказов и… одно приглашение на работу.

- Вы такой умный или просто талантливый?

- Ни то ни другое. Да, я знаю русский, казахский, английский, турецкий и китайский языки. Кстати, китайский очень сложный. Освоить его можно только полным погружением в языковую среду и непрерывной работой. Еще я знаю около 42 языков программирования, фотошоп, графический дизайн, основы менеджмента. Для всего этого нужно усердие, и ты должен понимать, что полученные знания действительно пригодятся тебе.

Два года из четырех Алдияр занимается проектом “Великий хан”. Это компьютерная игра, действие которой разворачивается на просторах нашего региона. Дело в том, что, когда компания выбирала тему новой супер­игры, предлагались традиционные Египет и Древний Рим. Тогда Алдияр, уже имевший в активе успешный игровой проект, предложил изменить стереотип:

- Так и сказал, что я казах, потомок кочевников, что рынок уже переполнен историями про Древний Рим или Клеопатру. А территория кочевых народов огромная, это множество интересных культур, я хорошо знаю историю, и если говорить о свежей идее, то вот она. Мне удалось убедить инвесторов.

В итоге создается уникальная игра, где можно почувствовать себя великим ханом, ходить в походы, проводить реформы, выстраивать социальную политику в разных странах, спасать и завоевывать красавиц. А помимо этого знакомиться с культурой кочевых и оседлых народов. В игре все герои будут представлены традиционной музыкой, промыслами и другими узнаваемыми культурными фишками. Это еще и развивающая игра.

- Как же может настоящий казах и патриот жить без бешбармака?

- Я часто приезжаю домой и каждый раз увожу с собой целый чемодан мяса и привычных продуктов, так что с бешбармаком проблем нет. Что касается патриотизма, то я вижу его в другом. Чтобы называться патриотом, недостаточно бить себя кулаком в грудь. В первую очередь надо признать наличие проблем в своей стране. Например, появившееся социальное неравенство или пробелы в медицине, образовании, IT-сфере и многое другое. Но не надо врать и закрывать на это глаза. Только признав наличие проблемы, можно начать что-то менять. Почему Эстония, которая была такой же союзной республикой, сейчас считается самой цифровой страной в Европе? Если у них получилось, то получится и у нас. Надо просто делать что-то, а не требовать от кого-то признания, что мы лучшие.

- А в Казахстане вам ни разу не предлагали работать?

- Я сейчас живу даже не в Китае, а сразу в нескольких странах. Месяцами работаю в Москве, например. Что касается Казахстана, честно говоря, не думаю, что мне предложат такую же интересную и высокооплачиваемую работу, которую имею здесь. Но у меня есть проект, который я надеюсь реализовать на родине, - это бесплатная IT-школа. Думаю, это мне по силам. Я уже веду переговоры, ищу инвесторов и сам готов вложить в проект 80-100 тысяч долларов, а самое главное, свое время и силы. Я хочу, чтобы сфера IT развивалась в Казахстане, тем более что талантов у нас много.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из личного архива Алдияра ЖУМАЖАНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть