Это как подняться на Эверест!
В новом спектакле, поставленном в Алматы, Омара Хайяма играет женщина.
“В главной и единственной роли женщина, поскольку она тоньше может передать состояние души поэта” - так после премьеры в алматинском театре “Жас Сахна” объяснил свой выбор режиссер Барзу АБДУРАЗЗАКОВ. Его новый спектакль “Омар Хайям. Ловец волны” абсолютно эстетский и непопсовый. Зритель может не настраиваться на эффектный сторителлинг по биографии поэта или на зачитывание популярных строк. Режиссер не собирался превращать спектакль в вечер поэзии или биографическое повествование. Это моноспектакль, причем самого Хайяма играет Айгерим МУСТАФА, и происходящее на сцене в течение часа похоже на любование игрой света в капле воды. Автор, поэт Тимур ЗУЛЬФИКАРОВ, так и задумывал: в последние минуты перед смертью перед Хайямом проносятся самые яркие моменты его жизни.
- Хайям настолько известен, что нет смысла нести его творчество в массы, - откровенничает режиссер Абдураззаков. - Гораздо важнее было передать сам дух этого замечательного, наполненного поэзией текста. Хотелось поговорить о том, что видит поэт на пороге жизни, о чем вспоминает.
Двойственное ощущение может сложиться у зрителя из-за того, что в роли поэта-дервиша женщина. Причем Айгерим не пытается скрывать свою женственность. Иногда очень хочется представить в этой роли мужчину, кажется, что именно тогда пазл сложного спектакля сойдется.
- Я хотел показать не женщину или мужчину, а душу, нечто бесплотное, и уверен, что женщина может это сделать лучше, потому что она по природе своей хрупкая и тонко чувствует жизнь, - поясняет постановщик. - Я искал такой образ, который бы словно парил в облаках, между сценой и небом, существовал вне законов гравитации. И Айгерим просто великолепна. Не каждый актер может взять такой груз текста. Это все равно что подняться на Эверест без страховки и в одиночку. Неимоверное предприятие!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Елены ПЕТРОВОЙ, Алматы