Я должна держаться!
Легендарной Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ, которую называют казахским соловьем и певицей с солнечным голосом, исполнилось 90 лет. Народная артистка по-прежнему восхищает публику своей улыбкой, великолепным чувством юмора и фирменной искоркой в глазах
- Бибигуль Ахметовна, вы совершенно не меняетесь с годами!
- Стараюсь не меняться! Я все-таки публичный человек, постоянно нахожусь среди народа, поэтому надо держать форму, не опускаться.
- И свою фирменную зарядку до сих пор делаете по утрам?
- Ни дня не пропускаю. Утром без физкультуры с постели по-прежнему не встаю, мне даже тяжело без этого. Проснувшись, я сначала должна каждый свой суставчик разработать, размять, разогреть. Не терять себя мне помогают наглядные примеры коллег старшего поколения. Всегда знала танцовщицу Шару ЖИЕНКУЛОВУ как одну из первых красавиц, а потом вдруг, когда она была уже в возрасте, я увидела ее в совершенно другом виде, в каких-то бесформенных шлепанцах. Тогда я подумала: нет, актриса не должна так выглядеть, она всегда должна быть на высоте, как, например, певица Роза БАГЛАНОВА. Она до 89 лет держала подобающую форму. Смотрю и на пожилых московских актеров - Веру ВАСИЛЬЕВУ, Василия ЛАНОВОГО. Они очень хорошо выглядят, все еще работают. Значит, и я должна держаться. Но скрывать не буду: возраст берет свое, и у меня то коленки заболят, то уши отказываются хорошо слышать, то поясница подведет. Ну а в общем-то, жить можно. (Смеется.) И еще я вспоминаю выражение о том, что каждый возраст прекрасен по-своему, и вообще все становится прекрасно.
- Но, к радости публики, голос вас не подводит!
- На голос и правда не жалуюсь. Это у нас семейное: моя старшая сестра даже в 91 год знаете как поет?! 3 декабря в “Астана Опера” был концерт в честь моего юбилея, и вот я на сцене пою, а она в зале сидит рядом с космонавтом Талгатом МУСАБАЕВЫМ и вовсю лично для него распевает! (Смеется.) Но вообще петь ту высокую классику, которая когда-то была в моем репертуаре, я уже не берусь. А все народные песни - и казахские, и татарские, и русские, и украинские, и многие другие - страшно люблю и пою, как прежде. Стараюсь даже учить что-то новое на языке оригинала и с удовольствием исполняю. Просто так, без дела, я никогда не сижу. Например, много читаю. И журналы разные, и книги - ничто новое мимо меня не проходит. 7 декабря в честь юбилея состоялась моя встреча с Елбасы, где он подарил свою эксклюзивную книгу, вышедшую совсем маленьким тиражом, и мне оказались очень интересны мысли и наставления человека, который так много сделал для нашей страны. За политикой я же тоже слежу и считаю, что ни одна республика бывшего Союза не поднялась так высоко, как Казахстан.
- А какую музыку вы сейчас слушаете?
- В первую очередь классику. Ну и народную музыку. А если называть имена певцов, то это Анна НЕТРЕБКО, Любовь КАЗАРНОВСКАЯ, Азамат ЖЕЛТЫРГУЗОВ. Из нашей эстрады воспринимаю только Димаша КУДАЙБЕРГЕНА, еще, конечно, Розу РЫМБАЕВУ и Алишера КАРИМОВА, которому всегда говорю: “Ты прекрасный певец! Почему не пошел профессионально петь классику?” Остальные пусть меня простят, но если закроешь глаза, то не можешь понять, кто это поет, и я даже не хочу об этом говорить… Я люблю обсуждать, например, те таланты, которые приезжают на Международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой. В сентябре этого года он проходил в Алматы уже в десятый раз, и его география расширилась до 11 стран. Завоевавший Гран-при тенор из Италии Козимо Оресте
3 декабря тоже прилетел в Нур-Султан, чтобы спеть в “Астана Опера” в мою честь “Травиату”. И еще раз, несмотря на свой жесткий график, прибыл 15 декабря в Алматы, где в театре оперы и балета был вечер в мою честь. Это был большой подарок мне на день рождения.
- Какие еще подарки запомнились?
- Первый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев подарил мне швейцарские часы со своей подписью. Нынешний президент наградил меня орденом “Барыс”. Но вообще я не люблю говорить о подарках, о материальном, потому что это никогда не волновало меня - такой я человек. А сейчас тем более мне ничего не надо, главное - было бы здоровье и любовь народа. Именно она держит меня в строю и не дает расслабляться, ведь я чувствую, что люди меня любят и всегда ждут. Бывает же такое: и вроде звание большое у артиста есть, и награды ему правительство дает, но народ никак его не воспринимает, а мне люди по улице спокойно пройти не дают - хотят пообщаться, сфотографироваться. И иногда я даже не хочу, чтобы меня узнавали - бываю без макияжа, без прически, с платком на голове, специально надеваю очки, но даже в темноте меня узнают. Это же самое большое счастье! И я благодарна всем поклонникам за эту любовь, за то, что у меня дома круглый год живые цветы, особенно их много сейчас, в день рождения. И когда я на них смотрю, то вспоминаю маму, которая рассказывала, как я родилась в заснеженном Семипалатинске в трескучий декабрьский мороз. А теперь в этот день, в эту зимнюю пору я вся в цветах.
- О ваших достижениях все знают. А есть то, о чем сожалеете?
- Ни о чем не сожалею. Кроме высшей награды - народной любви - я имею и всевозможные официальные почести. А еще, слава богу, у меня хорошие дети. Среднюю дочь Марьямгуль я, к сожалению, потеряла, она скончалась 13 лет назад... Старшая же дочь Гузель, младший сын Тулеген, внуки Адиль, Кайрат и Маликуша всегда со мной, всегда радуют. Особенно счастлива я от того, что у меня уже четверо правнуков. Старшая дочь живет со мной, она моя правая рука, во всем мне помогает, а ее сыночек Адиль прямо сейчас занимается ремонтом в моей квартире. Вот приходится среди зимы, да еще в день рождения всю эту разруху дома терпеть, потому что протечка труб у нас неожиданно приключилась. Думали, быстро неполадки устраним, но строители растянули работу почти на месяц, хотя обещали максимум за неделю справиться. То материал они ждут, то рабочих на месте нет, то еще что-нибудь.
- Неужели великая Бибигуль Тулегенова тоже терпит все невзгоды, связанные с ремонтом? И вы ни разу не топнули ногой, не пригрозили рабочим с высоты своего положения?
- Этого я делать вообще не умею! Может, это теперь скромность не украшает человека, а в мое время было иначе. Поэтому я стараюсь никогда себя не выпячивать и не требовать никаких особых почестей. Может, за это меня и уважают люди? Даже Елбасы сказал: “Так приятно с вами общаться: мы только прошлое вспоминаем, и вы ничего у меня не просите!” Но я считаю, что очень некрасиво вести себя как попрошайка. Это даже стыдно: идти в Акорду и строить там из себя нищенку. Я привыкла довольствоваться тем, что имею. У меня часто спрашивают: “А в каком доме вы живете?” Я отвечаю: “В шестиэтажном”. Тогда они в изумлении: “Ничего себе!” А я смеюсь: “На третьем этаже у меня отличная трехкомнатная квартира!”
- Шутить и улыбаться вы не перестаете ни при каких обстоятельствах?
- Я 25 лет проработала в оперном театре, 15 лет - в филармонии, и мне везде говорили: “Бибигуль Ахметовна, вы вообще когда-нибудь сердитесь?” Но я правда не могу разговаривать с людьми без улыбки. Я спрашиваю у пятилетнего правнука Ахметика: “Тебе же в садике нравится, тогда почему ты плачешь по утрам, когда туда идешь?” Он в ответ: “А так надо!” Вот и я иногда думаю, что надо бы на кого-нибудь поворчать, потому что “так надо”. Но не могу найти никакого повода.
- В этом, наверное, и есть секрет вашей неувядающей красоты и творческого долголетия?
- А еще, наверное, в том, что я никогда никому не завидую, не жадничаю и всегда мечтаю только о простых вещах. Было бы здоровье, были бы дети счастливы, и поскорее бы ремонт закончился, а больше мне ничего не надо! (Смеется.)
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы