2532

Прекрасное барокко, не будь от нас далёко

Скрипачка Ботагоз ТЫНЫБЕКОВА-МОРТЬЕ благополучно живет и концертирует в Швейцарии. Но ансамбль старинной музыки решила создать именно в Казахстане.

Прекрасное барокко,  не будь от нас далёко

Ботагоз - это та самая юная звез­дочка, лауреат многочисленных международных конкурсов, которая вместе с братом Булатом была любимицей казахстанской публики. После учебы за границей Булат вернулся в Алматы, продюсирует и организует программы классической музыки в неклассическом изложении. Ботагоз же прочно осела за границей: вышла замуж, преподает и работает с оркестрами. Но этой осенью девушка приехала повидать родных и... вместо семейных встреч и поездок все время посвятила репетициям. В итоге представила публике удивительный ансамбль энтузиастов, готовых играть музыку эпохи барокко. Назвали коллектив Odyssea.

О старинной музыке стоит сказать особо: музыканты постсоветского пространства оказались заложниками великолепной школы и на старинную музыку всегда смотрели свысока. Мол, слишком легкая, не для престижных конкурсов и не прибавляет лавров. А вот в Европе да и по всему миру последние десятилетия наблюдается настоящий бум старинной музыки: артисты ищут то самое забытое звучание и способы игры, дух музицирования и даже переодеваются в костюмы соответствующей эпохи. Самое главное - публика в восторге! В Казахстане было несколько попыток обращения к музыке барокко в ее аутентичном звучании. Но каждый раз коллективам не хватало немного терпения, чтобы увлечь публику. Возможно, все получится как раз у Ботагоз. Самое главное - музыканты с восторгом и бескорыстно поддержали ее идею.

- После того как я отучилась в признанном центре барочной музыки в Базеле, мне интересны именно проекты, связанные с этой спецификой, - рассказывает Ботагоз.

- Что принципиально меняется? Инструменты те же, музыканты те же…

- На самом деле, это совсем иной мир, иная философия. В этой эпохе больше внимания уделялось не технике, а смыслу музыки. Мы привыкли учить пассажи, добиваться идеальной виртуозности, но в этом больше гимнастики... К тому же в старинной музыке совсем иной музыкальный код: в нотах записана лишь основа, на которую каждый музыкант накладывает свои украшения, импровизации. В чем-то это напоминает джаз. Поэтому мы, видя лишь основу, привыкли считать барочную музыку легкой, подходящей скорее для школьной программы, а не для серьезной сцены. Мне интереснее играть, когда музыка легко изменяется и можно добавлять что-то от себя.

Ансамбль собрался просто: кого-то пригласили, потому что он единственный исполнитель, например Вадим КОЗЛОВ с его замечательной лютней. Кто-то, как вокалист Ильяс ДЮСЕН, сам нашел организаторов и сообщил о желании влиться. Кстати, именно потому, что Odyssea собрала тех, кто мечтает играть именно эту музыку, первый концерт и получился таким теплым и душевным.

- Конечно, в идеале нужны другие смычки, жильные струны, - говорит Ботагоз, - но это все впереди. Главное - найти единомышленников и убедиться, что публика хочет слушать эту музыку. Теперь я мечтаю в следующий приезд привезти парочку специалистов и провести мастер-классы, а затем и совместный концерт. Вообще планов много. Направление популярное, и есть пример того, как организовали Сибирский ансамбль барочной музыки, который стал настоящей сенсацией мирового уровня. Да, надо будет учиться, но наши музыканты готовы это делать, они невероятно работоспособны. В Европе их коллеги столько не занимаются, это я точно могу сказать. Так что в Казахстане даже больше возможностей, чем в Европе, для того чтобы создать новый яркий ансамбль.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Ботагоз ТЫНЫБЕКОВОЙ-МОРТЬЕ, Алматы

Поделиться
Класснуть