2112

На лицо ужасные, добрые внутри

Муж иногда пугается, когда натыкается на ее работы в неожиданных местах дома, собаки долго принюхиваются и разглядывают этих персонажей, да и публика на ярмарках и выставках ведет себя по-разному: кто-то, закрыв ребенку глаза рукой, тащит его мимо жутких созданий, кто-то замирает в восторге.

На лицо ужасные, добрые внутри

- Я до сих пор не знаю, как называть свои работы, хотя и занимаюсь этим уже пятнадцать лет, - рассказывает Мария. - Это не игрушки и не куклы. Первый раз я их выставила на ярмарке на горе Кок-Тобе, когда там еще не было ни парка, ни развлечений и ремесленники только-только начали объединяться для проведения подобных акций. Тогда я собрала в огромный пакет все, что шабашила дома из обрезков и ненужных вещей, и подумала: “Если не продам, так хоть людей повеселю”. Но домой вернулась с пустым пакетом. Тогда и поняла, что не я одна тронутая, нас много. Что народ соскучился по странным персонажам.

Сделанные руками Марии страшилки живут какой-то своей жизнью. Она признается, что некоторые вещи иначе как мистикой не назовешь: например, у нее дома частенько звенят декоративные колокольчики. Мария даже экспериментировала: пробовала стучать по стене, тяжело ходить рядом, чтобы добиться такого эффекта, но нет - они звенят только сами по себе. Дети говорят, что частенько бывает ощущение, словно кто-то наблюдает за ними дома.

- В какой-то момент я даже обратилась к эзотерику, захотелось понять: может быть, я заигралась, может, что-то не так, раз у меня получаются такие странные персонажи, и только они. Но эзотерик меня успокоила: раз эта стихия просится наружу, надо ее выпускать, иначе она будет присутствовать в моей жизни не через творчество, а иным образом.

Несмотря на дедушку-профессора и семью, где ценятся дипломы и достижения в работе, Марию никто не заставлял учиться ради корочки. Сразу после школы в 19 лет девушка вышла замуж, родила дочку, потом - вторую и уже во время декретного отпуска стала ходить в художественную школу.

- Да, меня кормит муж, и он никогда мне не говорил, чтобы я прекратила заниматься ерундой и зарабатывала деньги. Хотя я многое могу делать, например, быть парикмахером, - размышляет Мария. - Более того, я много раз начинала разговор о том, что, наверное, надо пойти работать, но он у меня из тех не испорченных равноправием мужчин, который считает себя добытчиком, а мне предоставляет решать, чем заниматься для души.

Детство Марии прошло в атмосфере непозволительной демократии. Мало того что с нее не требовали пятерок в школе, ей еще и позволяли тащить домой любую живность, в том числе и больную. Она всех выхаживала, устраивала их судьбы, даже спасла кошку, которой пацаны во дворе перебили позвоночник. К животным у нее настоящая страсть. Например, любимой книгой был пятитомник “Жизнь животных” с картинками и описанием самых причудливых обитателей планеты. И до сих пор Мария умеет удивляться разно­образию природы:

- Я больше сказок любила эти книги. Недавно меня поразила рыба, которую нашли в Марианской впадине: у нее прозрачная голова, и глаза находятся внутри головы, а не на ее поверхности. Вы представляете?! Окружающий мир очень разнообразен, надо это только увидеть. Еще я очень люблю рассматривать всяких сикарашек и никогда не убиваю насекомых дома. Однажды, когда рядом с нами строили развязку, спилили большой тополь, на котором жил огромный тарантул, и он пришел к нам через вентиляционное отверстие. Даже его я не смогла убить - аккуратно поймала и вынесла на улицу. Иногда соседи просят поймать живность и унести из дома, что я с удовольствием делаю.

- А не было желания подстроиться под вкусы публики, повторить полюбившиеся и, что там скрывать, хорошо продавшиеся вещи?

- Так не получается. Они сами приходят, и невозможно определить тот момент, когда ты продумываешь образ, а когда персонаж уже сам диктует тебе, как он должен выглядеть. Но когда работа сделана от сердца и с душой, она сама быстро находит покупателя. У меня только один герой, который дольше всех не обретает себе дом. Это своеобразный клоун с брекетами, его, кажется, даже дети мои немного побаиваются.

- Как же общаться с нечистью, чтобы не навредить себе?

- Любить их и разговаривать. Я со своими много беседую: “Какой ты у меня хороший, посиди здесь, не обижайся, что я пока тебя в шкаф положу - у меня сейчас на полке места нет”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Фото предоставлены Марией АЙТКАЛИЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее