5896

Бьёт - значит… жди, когда образумится?

Певица Акмаржан КУШЕРБАЕВА, известная под сценическим именем KALIYA, стала единственной из медиаперсон, кто открыто выступил против журналиста и общественного деятеля Мылтыкбая ЕРИМБЕТОВА, публично заявившего, что женщины должны терпеть побои от своих мужей.

Бьёт - значит… жди, когда образумится?

В эфире одного из республиканских телеканалов, пытаясь отговорить от развода одну из участниц ток-шоу, Еримбетов дал совет всем женщинам страны: “Всегда так было: 80 процентов казахских женщин терпели и терпят побои. Ради семьи, детей. Дети - самое лучшее на свете, ради них нужно терпеть, даже если тебя бьет муж. Нельзя говорить, что нужно развестись или в суд подать на мужа. Мужчины поздно взрослеют. Примите это, терпите, живите, что бы там ни было. Может, он когда-нибудь образумится”.

Это заявление возмутило Акмаржан. Она обратилась к Еримбетову в Инстаграме: “Может, стоило призвать казахстанских мужчин не применять насилия в отношении женщин и детей, а не вещать о том, что казахские женщины всегда терпели, так что продолжайте терпеть, ведь они скоро исправятся? А что вы скажете тем женщинам, что терпели и ждали, когда же их мужья поймут, что насилие - это плохо, но не дождались и погибли?”

- Каждый раз поражаюсь и не могу мириться с тем, когда у нас лидеры мнения, люди медийные, популярные заявляют такие вещи, - объяснила нам Акмаржан свой поступок. - Я также не могу оставаться равнодушной, когда руководитель канала “Асыл арна” высказывается, что насилие провоцируют женские короткие юбки: мол, мужчина возбуждается и обязательно должен удовлетвориться, а иначе у него разовьется тяжелое заболевание - рак простаты. Для меня это шок! Такой же, как от слов одного нашего имама, который с телеэкрана на канале “Евразия” заявляет, что на девятилетних девочках жениться по шариату можно. В этот момент я просто перестаю понимать, в каком веке, в каком государстве живу. По­этому я и обратилась к Еримбетову. Возможно, если бы он знал цифры, понимал реалии и масштаб проблемы, то так не говорил бы. По данным фонда “ООН-женщины”, в Казахстане каждый год погибает около 400 женщин вследствие домашнего насилия. Представьте, больше одной женщины погибает в день от рук мужей или партнеров у себя дома!..

- Но почему-то из людей известных против него выступили только вы.

- Уже два года я сотрудничаю с Фондом ООН в области народонаселения ЮНФПА и на разные социально значимые акции пытаюсь привлекать наших знаменитостей. И если говорить о самых популярных артистах, настоящих народных любимцах, то они однозначно не с нами. Во-первых, все ссылаются на свою занятость. А во-вторых, думаю, они боятся оказаться в ситуациях, которые у нас постоянно происходят: сегодня за сказанные слова тебе все аплодируют, а завтра эти же слова оборачивают против тебя, и толпа, которая аплодировала, просто тебя затопчет. Поэтому многие знаменитые люди, у которых нет собственных твердых убеждений, просто опасаются выходить на общественную площадку. Согласитесь, гораздо легче и выгоднее пропагандировать потребительский образ жизни, что-то рекламировать со своих страниц.

- А на чем строятся ваши убеждения?

- Углубившись в тему, я просто ужаснулась. Вы знаете, например, какие статистические данные о жизни наших женщин приведены в докладе за прошлый год международного специалиста в области гендерной политики Алии ИЛЬЯСОВОЙ? Так вот, около 30 процентов опрошенных казахстанок в возрасте от 15 до 49 лет считают, что если муж бьет жену, то это нормально. Женщинам дали опросник с просьбой указать, в каком случае муж имеет право их побить. Я возмутилась бы и ответила: “Ни в каком!” А наши женщины спокойно указывали причины, по которым муж может побить их: если они выходят без спросу из дома, если возражают ему, если у них подгорела еда, если отказывают ему в близости, если плохо смотрят за детьми или не занимаются домашним хозяйством. Понимаете, женщины считают побои правильным наказанием за какую-то провинность и поэтому терпят. И лидирует в этом опросе Мангистауская область.

- 12 октября, в Международный день девочек, вы участвовали в акциях ЮНФПА, где приводилась статистика: в нашей стране сейчас 75 400 женщин носят имя Ұлболсын и производные от него. И ведь это тоже говорит об отношении к женщине в нашем обществе...

- Но это же исследование показало, что совсем маленький процент женщин с именем “пусть следующим будет мальчик” точно так же назвали своих дочерей. Это уже показатель. Женщины все-таки понимают очень тяжелую смысловую нагрузку на имя: мол, ну ладно, если девочка, не убивать же? Пусть следующим будет мальчик! И я предполагаю, что это больше желание отцов. Кроме того, надо понимать: в казахских семьях чаще всего имена детям дают либо дедушки-бабушки, либо тот, кто считается почетным человеком в семье, а не мать. К сожалению, до сих пор очень часто женщину рассматривают в семье как человека, который должен выносить и родить, да еще и ребенка определенного пола по заказу. Бывают случаи, когда мужчина оставляет жену, которая не родила ему сыновей, и женщина считает себя ущербной. Также наших женщин оценивают по критерию: замужем она или нет. То есть та, что замужем, и та, что родила сына, считаются лучше! С этими пережитками надо тоже бороться.

- Не боитесь, что вас назовут человеком, который расшатывает устои и традиции?

- Я специально слушала лекции про ислам, чтобы что-то понимать, чтобы разобраться. Оказывается, все традиции с древности до наших дней трансформировались много раз. И я считаю так: если эта традиция во благо человека, то она все равно будет жить, а иначе в конце концов просто исчезнет... Я также уверена: когда человеку, который искренне заблуждается, методично постоянно что-то разъясняешь, отвечаешь на каждый его комментарий, предоставляешь аргументы, то он переубеждается, причем по-хорошему. Знаю это по опыту работы в качестве спикера ЮНФПА.

Помню показательный случай, когда мы приехали в Туркестан на встречу с педагогами. Перед нами выступил учитель физкультуры из обыч­ной школы, который рассказал, что еще год назад был против введения предмета по нравственно-половому воспитанию. Он был твердо убежден, что это лишь способствует растлению нашей молодежи. Но ему довелось сопровождать группу школьников, состоящую из мальчиков и девочек, по святым местам. Когда остановились на ночлег, мальчиков он распределил в одну комнату, девочек - в другую, а сам отправился спать в автобус. Ночью он пошел проверить подростков и увидел, что все оказались в одной комнате. Тогда он понял, что интерес у них друг к другу действительно есть и им надо давать информацию, о которой мы говорим постоянно.

И пусть мне кто-то пишет под постом или говорит: “Сколько можно талдычить об одном и том же?”, я все равно буду талдычить. Даже один человек, которого переубедили, переубедит еще нескольких вокруг себя. И я никогда не соглашусь с господином Еримбетовым, что ради детей надо терпеть так же, как терпели наши матери и бабушки. Терпеть какие-то бытовые неудобства, сложные ситуации - это одно, а терпеть унижения и физическое насилие - совершенно другое. Каждый мужчина должен четко знать, что это уголовно наказуемые в нашей стране деяния.

- Но он утверждает: так как женщина отказывается все терпеть, под угрозой в наше время институт семьи…

- Возможно, если женщина перестанет терпеть, то будет больше разводов на какой-то период. Но потом люди станут вступать в брак более осознанно, и ценности в таких семьях будут иными: истинная любовь и взаимоуважение. А Еримбетов призывает терпеть лишь потому, что разводиться у нас - это уят. Иначе он обратился бы к мужчинам: “Это ваша жена, которая родила вам детей, и ни при каких обстоятельствах нельзя применять к ней насилие. А если она вас не слышит, значит, вы не разговариваете с ней нормально. Когда идете с работы к жене, которая приготовила вам ужин, захватите букетик цветов или шоколадку, и все вопросы будут решены!” Ну а тем, кто, по его словам, еще не повзрослел, я сказала бы: “А может, не создавать вам еще семьи и детей пока не рожать?” Вот за такой я институт семьи!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Акмаржан Кушербаевой, Алматы

Поделиться
Класснуть