Времена года перемешались
Как Кулибаев объединил монаха и любителя танго
Almaty Symphony Orchestra в минувшие выходные открыл сезон невероятным концертом: заявили нового солиста, новую политику и даже не обиделись на хамство слушателей.
Оркестр, который создавал и много лет вел опытной рукой Марат БИСЕНГАЛИЕВ, тяжело переживает тот факт, что скрипач оставил пост руководителя, чтобы реализовать личные творческие планы. Скандала в расставании нет, только сожаление. По-прежнему остаются совместные выступления с уникальными проектами Mr Adam и “Энергия звука”. Но теперь администрация и менеджмент оркестра сами будут выстраивать репертуарную политику, решать, что, с кем и где играть.
Меломаны Алматы от этого, как ни странно, выигрывают: в планах наступившего сезона у оркестра около ста концертов, и большая часть из них пройдет именно в южной столице. Более того, нам пообещали, что ценовая политика коллектива изменится: поскольку теперь в центре внимания не дорогостоящие инновационные шоу, а обычные академические выступления, цены на билеты станут доступнее. Много концертов пройдет вообще в благотворительном режиме, чтобы вернуть молодежь в лоно классической музыки.

Но для открытия сезона положено придумать нечто уникальное, и оркестру это удалось. Наш соотечественник, скрипач с мировым именем, давно уже работающий в Мадриде, музыкант, которого называют одним из самых востребованных современных скрипачей, Ержан КУЛИБАЕВ подготовил для алматинцев программу, в которой объединил “Времена года” Вивальди и Пьяццоллы.
- Для меня Пьяццолла - особенный композитор, - рассказывает музыкант. - В 2011 году я выиграл премию за лучшее исполнение танго в Буэнос-Айресе. Это было совершенно неожиданно для меня - я поехал на обычный конкурс, а в него входила возможность принять участие в конкурсе исполнителей танго. Мне стало интересно, и я даже учился аутентичной манере исполнения у настоящих местных тангерос. С тех пор я играю много Пьяццоллы и специально для оркестра, с которым буду выступать, сделал несколько авторских аранжировок его произведений. Сцена же филармонии Жамбыла для меня тоже особенное место. Именно здесь я впервые играл с оркестром. Мне тогда было одиннадцать лет, я был ростом с пюпитр для нот, к публике за руку меня вывел дирижер Толепберген АБДРАШЕВ. Это были незабываемые ощущения, и я понял, что хочу повторить их. Кстати, тогда я тоже играл “Времена года” Вивальди. До сих пор это самый любимый зал.
Ержан объединил “Времена года” очень интересным образом: сначала он исполнял концерт Вивальди, затем - композицию Пьяццоллы, посвященную тому же времени года. Такая стыковка оказалась интересна еще и тем, что автор самых известных танго частенько дословно цитирует Вивальди в своих “Временах года”. И… это было невероятно. Казалось, что рыжий монах Вивальди приглашен на танец страстным мачо. Ержан действительно делал что-то совсем не академическое со своей скрипкой. Это и скрипы, и постукивания, и звуки, которые издает кот, когда ему наступают на хвост. Сама страсть и Буэнос-Айрес в одном бокале. На фоне такой экспрессии Вивальди как-то даже побледнел.
За что еще хочется поблагодарить солиста, так это за выдержку. Ержан с вежливой улыбкой, хотя и несколько обескураженный, встретил аплодисменты, которыми публика буквально разрывала части произведения. Теперь наш гость будет знать, что ведущий концерта нужен в Алматы не только для того, чтобы представлять музыкантов, но еще и для того, чтобы говорить, сколько частей в исполняемом произведении. С той же вежливой улыбкой Ержан не дал оркестру продолжать исполнение “Весны” и подождал, пока запоздавшие зрители (а как вы хотели!) проберутся к своим местам и рассядутся. Ну а включенные смартфоны на этом фоне были такой мелочью, о которой не стоит и говорить.
О Ержане стоит сказать еще и то, что он явный трудоголик. Первая же репетиция, по признанию музыкантов, длилась до одиннадцати часов, и ее не могли прервать даже сотрудники филармонии, деликатно намекавшие, что музыкантам пора по домам. Ержан не запланировал на время визита дружеских застолий, поездок в горы и на пикники. Был удивлен вопросу, как будет отдыхать в родном городе:
- Я же здесь родился и хотя уехал из Алматы в 1999 году, но прекрасно знаю и помню город, так что мне не требуется программа развлечений.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО