2902

Рашид Сулейменов, кинорежиссёр:У меня самого трижды снимали автозеркала

31 октября выходит в прокат социальная драма “Зеркала”, в основу которой легла трагическая история фигуриста Дениса ТЕНА, убитого автоворами летом 2018 года. О фильме и о проблемах, которые он затрагивает, мы поговорили со сценаристом и режиссером Рашидом СУЛЕЙМЕНОВЫМ.

Рашид Сулейменов, кинорежиссёр:У меня самого трижды снимали автозеркала

- По образованию я журналист, долгое время работал в СМИ. Оттуда, наверное, и способность чутко реагировать на происходящее. Идея “Зеркал” вынашивалась долго - несколько лет, за которые я сам раза три “терял” автозеркала. Но после трагических событий лета 2018-го замысел сложился сам собой. Где-то в интернете я откопал статистику: в Алматы орудует около трех тысяч банд “зеркальщиков”. Не знаю, как они там это подсчитали, но даже тысяча преступников, живущих с нами бок о бок, готовых в момент опасности применить оружие, - это страшно. Одними силовыми методами проблему эту не решить. Требуется некий комплекс­ный подход: образование, социальная работа, изменение каких-то законов и т. д. Но главное, пожалуй, - это идейно-воспитательная работа с молодежью, уж простите за избитое, но точное словосочетание. Три тысячи банд не взялись из ниоткуда. Это наши с вами со­отечественники, чьи-то дети, братья, друзья. Сажать бесконечно не получится - мест в тюрьмах на всех не хватит. Да это и не решение вопроса, а лишь отсрочка. Все, с кем я делился идеей фильма, единодушно сходились во мнении, что подобное кино необходимо. Герои картины - обычные провинциальные парни, которые поначалу-то и не считают свой “бизнес” предосудительным: они воруют автозеркала, но оправдывают это крайней нуждой. Однако по мере развития событий их мировоззрение претерпевает изменения.

На съемочной площадке.

- Фильм полностью повторяет историю Дениса Тена?

- Ни в коем случае! “Зеркала” не о жертвах преступлений, а об их первопричинах. Ни морально, ни юридически мы и права-то не имеем снимать фильм о Денисе. Но как граждане своей страны, как деятели искусства, мы просто обязаны реагировать на происходящее вокруг. Фильм начинается со сцены, где воры свинчивают зеркала с автомобиля и натыкаются на его владельца. Обороняясь, вор выхватывает нож… и все! Больше никаких аналогий. Остальное - художественный вымысел, все совпадения случайны.

- Получается, герои этого фильма - это фактически антигерои. А присутствует ли там какой-то положительный персонаж, которого можно им противопоставить?

- “Зеркала” - кино социальное. В нем все, как в жизни. Без упрощений. Ни хороших героев нет, ни плохих. Есть обычные люди, и есть жизнь, в которой присутствуют и ошибки, и сожаления, но главное - есть уроки. Препарируя со зрителем происходящую с сознанием молодых преступников трансформацию, мы вместе наблюдаем их разительное отличие в начале и в конце фильма.

Кадр из фильма.

- У вас снялись многие звез­ды…

- Кайрат НУРТАС, Баян АЛАГУЗОВА, группа Ninety One - это не те фигуры, которые ради денег поступятся репутацией. Все они согласны с месседжем, который мы хотим донести до зрителя. Главные роли в фильме сыграли известный актер Аян УТЕПБЕРГЕН и экс-солистка трио КешYou Элизат БЕРИКОВА. Кайрат Нуртас, кстати, еще исполняет заглавную песню саундтрека. Нурлан АМИРОВ, глава продюсерского центра “Нурлан и Мурат”, подарил “Зеркалам” свой хит “Жулдызым”, за что ему отдельное спасибо. Признательны мы и Сакену МАЙГАЗИЕВУ, который дал для картины хит группы “МузАРТ” “Сен келерсі?”. Вообще “Зеркала” появились на свет благодаря поддержке очень большого количества людей.

- Вы избрали такой достаточно сложный жанр, как социальная драма. Почему? У нас в Казахстане больше комедии снимают.

- Я не считаю, что комедии снимать легко и просто. Это вообще один из сложнейших киножанров. То, что они так массово у нас снимаются, говорит скорее об экономической составляющей - это наи­менее затратный в финансовом отношении жанр.

- А на какие средства снимался ваш фильм? Была ли какая-то поддержка от государства?

- “Зеркала” снимали исключительно на частные деньги. Учитывая, что их нужно возвращать, соглашусь - не самый очевидный выбор жанра. Еще со времен нашей предыдущей картины “Когда ангелы спят”, поднимающей проблему насилия над женщинами, кинотеатры и прокатчики внушали нам, что драма - абсолютно не коммерческий и не востребованный казахстанским зрителем жанр. Тем не менее “Ангелы” - четвертые по кассовым сборам за всю историю отечественного проката. А в южных регионах они даже поставили абсолютный рекорд по прибыли среди всех картин, в том числе голливудских. Сегодня наш кинопрокатный партнер даже настаивает на надписи на постерах “От режиссера и сценариста “Когда ангелы спят”. Выходит, востребованы не только комедии.

- На что вы рассчитываете в случае с “Зеркалами”?

- Финансовые ожидания людей, вложивших деньги в фильм, должны быть однозначно оправданны. Но если бы мы с партнерами исходили исключительно из финансовых соображений, то избрали бы, пожалуй, менее эпатажную и рискованную тему. Поэтому “Зеркала” - это в первую очередь наша гражданская позиция. Менее года спустя на том же месте, где произошла трагедия с Денисом, были украдены зеркала у другого чемпиона Дмитрия БАЛАНДИНА. Глава государства даже отдельно поручил городской полиции принципиально решить вопрос. Тот факт, что проблема по-прежнему остается актуальной, свидетельствует о том, что только сообща мы можем искоренить это зло. И “Зеркала” - наш вклад в общую борьбу за безопасность наших улиц, за умы нашей молодежи.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть