2181

Назия АЛЬЖАНОВА: Той-зал для меня не сцена

“Если проспонсируют мое творчество, я прославлю Казахстан на весь мир!” - заявила молодая джазовая певица. Талантливая артистка поделилась с нами своими взглядами на творчество и жизнь.

Назия АЛЬЖАНОВА: Той-зал  для меня не сцена

- Коллеги-музыканты называют вас сейчас самой яркой джазовой певицей Казахстана и восхищаются группой nasiafromasia, которую вы создали с гитаристом Русланом ЖУРБИНЫМ…

- А вот мне в глаза они так не говорят (смеется)! Наоборот, некоторые коллеги-сверстники заявляют: “Чем ты вообще занимаешься? Почему еще ничего не выпустила? У тебя в работе бардак, ты такая неорганизованная!” Это меня очень ранит. Ведь я делаю все правильно, а в итоге выгляжу хуже, чем те, кто ничего не делает, кто сократил путь в профессии сразу до какого-то конечного результата.

- Что вы имеете в виду?

- Например, я была в жюри казахстанских конкурсов для молодых музыкантов-любителей, начинающих исполнителей, и меня поражало, с какой легкостью люди в 16 лет могут заявить: “Я артист! У меня свои треки!” Понимаю, что бывают гении и в пять лет, но даже особые способности не делают человека сразу профессиональным музыкантом. Для меня настоящий музыкант - тот, кто прошел путь в профессии и заслужил так называться. Недостаточно иметь сильный голос и уметь хорошо петь, недостаточно иметь много денег, чтобы все правильно спродюсировать, нанять стилиста, снять клип. Человек, который поет на сцене, должен нести в себе что-то настоящее, у него должно быть что-то, о чем он хочет рассказать. И конечно, у него должны быть хорошие знания, полученные именно в этой профессии. Вот почему считаю, что моя карьера певицы началась лишь два года назад, а до этого десять лет музыка была моим хобби.

- Насколько я знаю, вы окончили Академию музыки в Милане?

- Еще до Милана у меня был длинный путь в музыке. Я пою с 16 лет и выступаю на разных площадках. Окончила классическую музыкальную школу по классу фортепиано, а потом джазовую школу Тагира ЗАРИПОВА по классу вокала. Но когда пришла сдавать документы в консерваторию, оказалось, что опоздала - творческие туры проходят раньше, чем экзамены в обычных вузах, и все гранты уже раздали. Помню, ехала в автобусе домой и плакала. А потом решила пойти туда, куда посоветовали родители - в иняз. Благо мои 105 баллов из 120 возможных в ЕНТ позволили мне сделать это легко.

Позже я поняла, что изучение английского языка дает возможность лучше чувствовать и понимать джаз, писать свои тексты. Когда училась в инязе, была солисткой лайв-бэнда и выступала во всех модных клубах и ресторанах Алматы. К тому же еще со школьной скамьи участвовала во всех международных джазовых фестивалях, которые проходили в Алматы каждый год, присутствовала на мастер-классах, которые проводили зарубежные музыканты. А по окончании университета дедушка подарил мне поездку в Италию на музыкальный фестиваль в Умбрии, где я прошла курсы от американского колледжа Berklee. Там встретила Дэниса МОНТГОМЕРИ - музыканта в третьем поколении из Америки, который преподавал уже 20 лет и видел в жизни огромное количество студентов и состоявшихся певцов. Он сказал, что я должна попробовать стать профессиональной певицей. Это перевернуло тогда мою жизнь, и уже через два месяца я оказалась в Милане в Академии музыки. Поэтому не понимаю, как человек с улицы может купить себе минусовку, взять бесплатные биты, на них записать непонятно где взятый текст, найти красивое платье и сразу считать себя артистом. Мне обидно, что тот, кто жульничает, даже не понимает, что он жульничает. И мне обидно, что зритель этого не видит и не слышит.

- Вы хотите, чтобы все было идеально: только тот, кто учился профессии, должен ею заниматься?

- Если честно, то некоторые из нынешних профессионалов тоже меня разочаровывают своими внутренними стремлениями. Последний год я преподаю в джазовой школе Тагира Зарипова, и ко мне приходят взрослые профессиональные певцы: “Хочу на занятия к тебе походить, чтобы потом петь все без исключения песни”. Я спрашиваю: “А какая у тебя цель? зачем тебе так владеть голосом?” Ответ меня шокирует: “Квартиру хочу купить”. Но настоящий артист не может так сказать! Меня расстраивает, что есть такие музыканты и певцы. Они должны чувствовать ответственность за то, что несут зрителю!

- Но вы же понимаете, что хорошо заработать сегодня можно только на тоях...

- Да, к сожалению, вот такие наши рыночные отношения… Но я только на тоях выступать не хочу. Считаю, что это очень развращает, и надеюсь, что скоро это закончится у нас. Поначалу жалела и пыталась оправдать наших артистов, понимая, что только на тоях можно хорошо заработать. А потом поняла, что они просто не стремятся вообще выходить за эти рамки, их все устраивает, они мечтают попасть только на тои. Они выходят вместе с бешбармаком и не стараются что-то изменить. Я так не хочу.

- То есть творец, по-вашему, все-таки должен быть голодным?

- В нашей стране творец вообще не голодный! Ведь наше государство поддерживает непонятно кого. Есть куча проектов, которые, на мой взгляд, непонятно за что получают спонсирование. Я сейчас не имею в виду какой-то определенный жанр, язык и самих артистов. Это не важно. А важно то, что огромные деньги вливают куда-то и врут, что якобы это нужно для всей страны: мол, это возможность обратить на нас внимание всего мира. Но, кроме плохого впечатления о стране, это ничего не создает.

- Дайте совет министру культуры, на что и на кого надо тратить.

- На меня (смеется)! У меня реальный опыт и образование… Я, конечно, больше творец, а не министр культуры, но предложила бы вкладывать одинаковые средства в популярную музыку, в народную и в тот же джаз, в классику. Уверена, что при таком раскладе непопулярная, но честная, настоящая музыка выиграет. Ведь людей не обманешь, и их чувства, души и сердца всегда откликнутся на хорошее. Просто получается, что пустая, поверхностная музыка, которую я называю стороной зла, имеет все козыри - в нее вливают деньги, ее постоянно крутят по радио и телевидению, поэтому она побеждает.

- Не думаете, что с таким подходом вам надо было остаться в Европе? Тем более ваш жанр в музыке там очень востребован.

- После двух лет обучения моим открытием стало, что джаз в Италии уже совсем не так популярен, как это было в период его расцвета в 60-х годах прошлого века. Конечно, если вы поете классику, то вам в Европу, в Италию - у них есть Ла Скала с лучшей классической музыкой, которая диктует все правила. Но что касается джаза, это не так. Не понимаю, почему я не должна на родине продвигать свое творчество, джаз? Когда я уезжала в Милан, то не собиралась там оставаться, ведь Казахстан - мой дом.

- Но практика показывает, что наши таланты становятся известны именно за рубежом. Вы, например, два года назад стали лучшим вокалистом в Москве на международном конкурсе Big Sky. А пример Димаша КУДАЙБЕРГЕНА вообще очень показательный.

- Я неоднозначного мнения по поводу Димаша. Конечно, природа его одарила, у него сильный голос. Очень рада за него как за человека и как за коллегу, но я не слушаю его песни, потому что не получаю от этого удовольствия, и уж точно его нет в моем плей-листе. Думаю, еще слишком рано: мне будет интересно за ним понаблюдать и посмотреть, в какого певца он вырастет через пару лет. Но я считаю, что он не сам поехал в Китай, его повезли от Казахстана. Я сейчас говорю о спонсорах. И в моем случае деньги - это камень преткновения. Если меня поддержат на таком высоком уровне, то я тоже не подкачаю.

- Вы не боитесь, что сейчас навлечете на себя гнев фанатов Димаша?

- Во-первых, я ничего плохого о нем не сказала. Во-вторых, считаю, что надо говорить честно, как есть, это моя основная позиция как человека, как слушателя. И это мое право, поскольку у меня есть профессиональный опыт - я могу дать адекватную критическую оценку. Если мое мнение отличается от мнения большинства, оно не делит нас на два лагеря. Но я думаю, что Димаш сам про себя все знает.

- Интересно, если в вашем плей-листе нет Димаша, то кто в нем есть?

- Я уже говорила, что для меня петь - это не кричать громко и не демонстрировать только технические возможности голоса. И по своему опыту работы преподавателем я делю всех на вокалистов и певцов. Бывает, человек без особых вокальных данных, о нем кто-то даже скажет, что он шепчет себе под нос, но он несет что-то важное, транслирует чувства через музыку, завораживает, как маг. Это и есть для меня настоящий певец, которого можно сравнить с художником. Для меня такими магами остаются Билли ХОЛЛИДЭЙ, Нина СИМОН, Мария КАЛЛАС, Бет ХАРТ, Этта ДЖЕЙМС, Майкл ДЖЕКСОН и мой самый любимый Чет БЕЙКЕР, гениальный джазовый трубач и певец. Он стал для меня другом, я начала слушать его в 16 лет и вдохновляюсь сейчас, буду слушать и в 40 и попрошу поставить его альбом на похоронах. Хочется верить, что моя музыка останется и мой голос тоже для кого-то станет родным на всю жизнь.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Назией Альжановой, Алматы

Поделиться
Класснуть