Акварельные крылья
Эту яркую женщину можно часто видеть на милонгах и танго-фестивалях. Впрочем, танго - это лишь одна часть жизни Елены ИОКТОН, алматинской художницы-акварелистки.
- Лена, мы знакомы с тобой благодаря танго, и, признаться, впервые увидев твои картины, я как будто встретилась с тобой впервые - настолько многосторонним человеком ты оказалась. А как ты сама позиционируешь себя?
- Как творческую личность в целом. Хотя, надо сказать, я рисовала с детства и всегда хотела быть художником! И, конечно, художественная школа, в которой я училась с седьмого по десятый класс, дала мне многое. Батик, резьба по дереву, скульптура, различные техники рисования - я была отличницей во всем. И в университет пришла уже сложившейся творческой личностью.
- Кто ты по образованию?
- Преподаватель рисования и черчения, я окончила художественно-графический факультет. Моя дипломная работа - иллюстрации к произведениям Антона Павловича Чехова.
- А многим алматинцам ты известна как мастер татуажа…
- Да, это моя любимая работа. Если уж совсем откровенно, я очень хотела стать художником-мультипликатором, но после школы родители не отпустили меня на учебу в Москву одну. Если бы не это, то, может быть, художественная судьба открыла мне свои горизонты раньше! Я люблю придуряться в дружеской компании, умею хорошо пародировать голоса. Мне хотелось рисовать мультфильмы и самой их озвучивать. Это могло бы стать профессией.
Однако после университета я сразу вышла замуж, сразу родился сын, потом второй, и мечты растворились в дымке времени. Двадцать лет как-то пролетели без глубокого творчества с красками. И только сейчас, последние три-четыре года, я возвращаюсь к той себе, какой мне хотелось стать!
- Как это происходит, когда крылья вырастают вновь? И почему акварель?
- Акварель - самая сложная техника в изобразительном искусстве, и мне всегда хотелось выразить эмоции кистью именно так. Возможность дал, как ни странно, Фейсбук, который, на мой взгляд, делает доброе дело именно в этом: я заметила, как люди встречаются в профессиональной сфере, планируют свои поездки, темы обучения. И пришел момент, когда я решила присоединиться к этому художественному круговороту. Знаменитый американский художник Томас ШЕЛЛЕР давал мастер-класс в Испании, и я поехала туда. Потом был мастер-класс с легендарным уругвайцем Альваро КАСТАНЬЕТОМ, он невероятно харизматичный, и техника его преподавания такая же!
- Ты часто ездишь на подобные мастер-классы?
- Часто. К сожалению, в плане логистики Алматы не самый желанный город для посещения известными художниками-мэтрами. И если хочется профессионального развития, то надо ездить самому.
- Что кроме развития в творчестве дают тебе такие путешествия?
- Они привели меня в Международное общество акварелистов IWC. Комитет этого профессионального сообщества устраивает международные выставки по всему миру. Я стала членом IWC и участвовала от Казахстана в выставках во Вьетнаме, в Малайзии, Болгарии, Канаде, Индии, Албании, Коста-Рике. А сейчас я являюсь лидером-координатором от Казахстана в акварельном фестивале в Фабриано в Италии, в котором казахстанские художники в этом году участвовали впервые. Можно сказать, начало положено: 15 работ - одну свою и 14 работ коллег по кисти - я представила в этом году на выставке в Фабриано. Здесь проводится ежегодный акварельный фестиваль, в этом году был уже десятый!
Для меня оказалось важным и значимым привезти наши работы на такой фестиваль.
В России, например, был огромный конкурс на представление акварельных работ на этом фестивале. У нас пока мастеров-акварелистов несравнимо меньше, но они есть, и наше сообщество тоже развивается. В сентябре, например, я поеду на международный симпозиум в Боровое.
- Чем тебе запомнился фестиваль в Фабриано?
- Кроме того что в этом городе производится знаменитая бумага - фабриано, сам Фабриано - это настоящая сказка для художников! Во время фестиваля можно встретить художников со всего мира, буквально на каждой старинной улочке располагаются мольберты, проводится продажа лучших кистей и красок, но главное - происходит энергетический творческий обмен.
Индусы, аргентинцы, китайцы, японцы, французы - это как дверь в другое пространство: личные горизонты расширяются, обретая форму и цвет!
- А кого бы ты хотела нарисовать или какие ощущения передать на бумаге?
- Точных замыслов нет, просто хочется рисовать. Я наблюдаю, учусь, и китайская техника владения акварелью кажется мне непостижимой. Но хочется приблизиться к этому мастерству. Если же про ощущения, то хочется передать энергетику танго через легкость и прозрачность акварели.
Анастасия НАУМЕЦКАЯ, фото предоставлены Еленой ИОКТОН, Алматы







