3784

По одёжке встречают

Около 30 стран посетил за год необычный театр “Арлан Жете”, где нет ни одного актёра!

По одёжке встречают

Колоритные батыры и девушки в национальных костюмах часто украшают собой праздники - им достаточно просто пройти по улице, чтобы вызвать ажиотаж. Создатель уникального театра Муслим ЖУМАГАЛИЕВ признается, что иногда люди не верят в существование таких исполинов: норовят исподтишка подойти и попинать их по ногам, чтобы убедиться, что артисты не стоят на ходулях.

Муслим ЖУМАГАЛИЕВ.

- Я им говорю: ничего страшного, потерпите, ну походите потом с синяками, что тут такого. Конечно, гораздо приятнее, когда подходят девушки или родители девушек и предлагают не то чтобы познакомиться, а сразу жениться! Такое бывает и у нас, и в России, и в других странах.

В роду Муслима уже четыре столетия мужчины занимаются ремеслами, создавая немыслимые по красоте вещи: доспехи, оружие, обувь, домашнюю утварь. Это была часть обычной жизни, которую каждый познавал с детства. Муслим рассказывает свою историю с юмором и без прикрас:

- Я работал конюхом и получал прекрасную зарплату. Тысяча рублей в конце восьмидесятых были хорошие деньги. Отец мой тоже был конюхом, но вот мама меня буквально за шкварник вытащила из вполне устраивавшей меня жизни и отправила получать образование. Почему-то поступать решено было в художественное училище, и коллектив, где я работал, даже скинулся мне на обучение.

После художественного училища был театрально-художественный институт, где Муслим изучал дизайн костюма. Бывая в Москве, Муслим ходил по музеям, просился в запасники и собирал все сведения об одежде кочевников. Уже тогда он понял, что принятое представление о национальном костюме ничего общего не имеет с аутентичными образцами.

- То, что мы сейчас видим и привыкли воспринимать как казахский национальный костюм, создавалось для фестивалей, недель дружбы народов, предназначалось для сцены и зачастую даже не ставило своей целью воссоздавать правду истории. Вот и появилась мысль о том, чтобы показать настоящие костюмы, реконструированные или копирующие музейные образцы, - рассказывает Жумагалиев. - А еще я как-то увидел команду баскетболистов и подумал, что было бы здорово собрать таких красивых видных ребят и с их помощью оживить древние костюмы, показать, как это все носилось.

Идея с театром появилась в начале девянос­тых. Быстро нашелся единомышленник Асхат ХАЛИМОВ, ставший директором, а вот творческой частью с удовольствием занялся сам Муслим. Собирал по крупицам экспонаты для своих шоу, искал красивых молодых людей. Искал придирчиво. Оказалось, что профессиональные артисты не подходят, уж очень хотят играть, слишком сильно в них актерское начало. Поэтому участников стал подбирать совершенно по иным критериям. Претенденты не должны курить, пить, сквернословить. Должны вести здоровый образ жизни и обязательно иметь уживчивый приятный характер. Сейчас в основном составе театра шестьдесят вот таких отборных молодых людей, а вместе с дублерами полторы сотни.

- Я им всегда говорю, что они настоящие сливки общества, - вспоминает Жумагалиев. - Не Кайрат Нуртас или еще кто-то из звезд, а они, потому что по их поведению будут судить о казахах. Поэтому они должны уметь красиво разговаривать и молчать, когда надо. Они должны показывать нас с лучшей стороны в любой точке мира. Очень многие медийные персоны - выходцы из нашего театра. Таукел МУСИЛИМ и Асель САГАТОВА, например, тоже начинали у меня в театре.

Все участники театра не профессиональные актеры и трудятся в самых разных сферах: госслужащие, бариста, менеджеры, сотрудники банков… Но всех их работодатели без возражений отпускают в командировки с театром. Главное сокровище труппы - около 300 костюмов, воссозданных с научной точностью. Однажды в Италии поздно вечером ребята решили пройти после выступления до гостиницы пешком. Время было позднее, народу на улицах Милана было немного. Но пока шли несколько кварталов, вокруг собралась толпа примерно в 80 человек - разглядывали одежду, красавцев артистов, не давали уйти. Спасли дело карабинеры, которые попросили быстрее вернуться в отель, чтобы не создавать на улице беспорядки.

- Меня всегда спрашивают, где я беру таких батыров, - смеется основатель театра. - На самом деле мы растем! Если вначале самые высокие артисты были ростом 187 сантиметров, то сейчас у нас есть ребята по 214! И, судя по всему, следующее поколение будет еще выше. Хотя великанам сложно живется - у них нет школы жизни, их никто не смеет задирать, и они вырастают очень доверчивыми, не имеют негативного опыта. Кого-то из артистов я приметил еще в детском и подростковом возрасте, дал рекомендации родителям и попросил привести ко мне, когда ребенок подрастет. Мой отец-конюх всегда мог определить, каким будет жеребенок - для этого достаточно видеть его данные и знать родителей. Так и с людьми. Если я вижу, что пацан крепкий, высокий и отец его такой же, значит, будет настоящим батыром. Девушке же кроме внешности важно иметь хороший характер, уметь работать в коллективе.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Владимира ЗАИКИНА и предоставлены театром “Арлан Жете”, Алматы

Поделиться
Класснуть