3383

Даже баран не помог

В Алматы закончились съемки фильма “Зеркала”. История автоворов, чей криминальный бизнес заканчивается трагически, уже заинтересовала организаторов фестиваля в Лос-Анджелесе, куда фильм приглашен в качестве участника конкурсной программы.

Даже баран не помог
На съемках царит семейная обстановка. За монитором Рашид Сулейменов.

...Элитный жилой комплекс, во дворе припаркованы дорогие авто. Несколько парней в черном технично свинчивают зеркала. Впрочем, возмездие близко: совсем рядом ждут своей сцены актеры в полицейской форме, чтобы начать облаву на бандитов. Наверное, только казахстанское кино снимается так неторопливо и патриархально: никакой суеты на площадке, спокойные голоса, кругом бегают дети актеров и членов съемочной группы. Никто на них не шикает, но ребята сами знают, что после слова “мотор” и звука хлопушки надо замереть, затаиться и не отсвечивать в прямом смысле слова: не попадать даже отражением на лакированные поверхности авто.

Казахстанское кино переживает новый виток - насытив рынок комедиями, режиссеры переходят к мелодрамам и социальным драмам. Оказывается, жанр очень востребован и вполне коммерческий, к тому же в отличие от комедий любим фестивальными и конкурсными отборщиками. Правда, не всех проблемные фильмы приводят в восторг. Прямой цензуры у коммерческого кино нет, но ведь нужно разрешение местных властей на съемки в тех или иных локациях, часто требуется поддержка со стороны крупных компаний. Например, для фильма “Зеркала” нужны были хорошие дорогие машины, а тратить бюджет на аренду очень не хотелось. Компании, работающие с известными автобрендами, участвовать в фильме отказались - не хотели, чтобы их авто ассоциировались с таким бичом, как автоворы. Зато достаточно было кинуть клич по общественным объединениям, и партнеры нашлись сразу. Процветающее воровство и беспомощность силовых структур настолько достали автовладельцев, что хозяева элитных машин готовы были несколько дней передвигаться на такси, лишь бы помочь в съемках социальной драмы.

- Год назад я, как любой алматинец, как любой гражданин страны, пережил настоящий шок после убийства Дениса ТЕНА, - рассказывает режиссер фильма Рашид СУЛЕЙМЕНОВ. - Но не из-за личности легендарного спортсмена - на его месте мог оказаться любой другой человек, и тогда резонанс события был бы гораздо меньший. А ведь проблема в том, что сейчас в стране зарегистрировано 2800 молодежных криминальных группировок, которые постоянно вовлекают новых молодых людей. И если раньше этот уличный криминал избегал мокрух, то сейчас ситуация изменилась. То ли люди дошли до крайности, то ли отсутствие какой-то идеологии так сказалось, но уже нет каких-то ограничений.

Актеры мастерски “бомбят” дорогой автомобиль.

Режиссер, он же сценарист, уверен, что в такой ситуации мало погрозить пальчиком и сказать, что это плохо. Поэтому он рассказывает историю друзей, для которых подобный бизнес заканчивается трагически. Один из-за перелома позвоночника оказывается прикован к постели. Другой готов покончить с собой, лишь бы не оказаться снова в тюрьме. В фильме примут участие и медийные персоны, например, Кайрат НУРТАС играет самого себя в одном из эпизодов.

- Конечно, для коммерческого кино узнаваемые лица - это хорошее подспорье, чтобы сделать кассу, но дело даже не в этом, - признается Рашид Сулейменов. - Это гарантия внимания аудитории, причем именно той, которая и приезжает в большие города в надежде найти легкий заработок. Мы не оправдываем их, но эффект кино в том и состоит, что мы следим за героем и принимаем его отрицательный опыт. Только так можно достучаться.

По секрету режиссер говорит, что этот фильм как никакой другой шел очень тяжело. Перед началом съемок зарезали жертвенного барана, но все равно постоянно всплывали разные помехи, съемки тормозились, включалось скрытое противодействие. Поэтому на съемочную площадку даже не зазывали журналистов и блогеров, чтобы не привлекать излишнего внимания.

В фильме переплетены русский и казахский языки, так что он будет одинаково понятен любой аудитории. А вот узнаваемых типично алматинских пейзажей режиссер старался избегать, чтобы показать, что примерно такие же истории происходят повсеместно, и не только в нашей стране.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть