Ольга Будина: Ушла из кино и возвращаться не собираюсь
Известная российская актриса встретилась с алматинскими поклонниками
Творческий вечер звезды фильмов “Граница. Таежный роман”, “Земский доктор”, “Жена Сталина”, “Дневник его жены” и других кинопроектов Ольги БУДИНОЙ прошел в Алматы с аншлагом. Актриса показывала отрывки из фильмов, в которых сыграла, читала стихи и пела.
Первую серьезную роль княжны Анастасии Николаевны в фильме Глеба ПАНФИЛОВА “Романовы. Венценосная семья” Ольга Будина сыграла, будучи студенткой Щукинского училища. Но настоящая известность пришла к ней в 25 лет, когда на телеэкраны вышел сериал “Граница. Таежный роман” Александра МИТТЫ. Сегодня в творческой копилке Ольги Будиной десятки ролей в кино.
- Я впервые в Алматы и вообще в Казахстане, - отметила актриса. - Я давно хотела побывать на казахстанской земле, но все как-то не складывалось. Спасибо руководству генерального консульства Российской Федерации в Алматы за приглашение и возможность встретиться с вами, дорогие мои поклонники.
Артистические способности начали проявляться у Ольги еще в детстве. Она играла на аккордеоне и фортепиано, была солисткой хора и оркестра, создала собственный театр и поставила мюзикл “Принцесса на горошине”. Но при этом никогда не мечтала о карьере артистки.
- Артисткой я стала случайно, - признается Будина. - Я мечтала заниматься музыкой и после школы готовилась поступать в Гнесинское музыкальное училище. Но как-то, проходя мимо театрального училища им. Бориса Щукина, увидела абитуриентов, подающих документы в Щуку, которые вели себя вызывающе. Они мне не понравились, я решила отбить у них одно место и записалась на прослушивание.
Зал взорвался аплодисментами и смехом.
- Сколько рассказываю эту историю - никто не верит, - невозмутимо продолжила она рассказ. - Но все так и было. У меня не было готовых этюдов, и я прочитала стихи испанского поэта Федерико Гарсиа ЛОРКИ, творчество которого люблю с детства. К моему удивлению, меня приняли в Щуку.
В нулевых популярность Ольги Александровны была на пике. Она единственная актриса в России, фильмы с участием которой дважды выдвигались на премию “Оскар”. Ее именем даже названа звезда девятой величины в созвездии Стрельца.
- Расскажите подробнее про звезду в вашу честь, - попросил кто-то из зала.
- После выхода сериала “Граница. Таежный роман” я узнала, что кто-то подарил мне звезду. Это вся информация, которой я обладаю по этому вопросу. Конечно, сериал сделал меня знаменитой. Я объездила с ним полстраны. Хотя снималась там, будучи не замужем, не зная, что такое измена и что такое жизнь в военном городке. Мне объясняли, как и что делать. Спустя многие годы, когда я смотрела этот фильм, поняла, как надо было играть ту или иную сцену. Кстати, в то время мне приходило много писем, в которых авторы называли меня Мариной. До сих пор помню послание от парня из какой-то деревни. Он писал, чтобы я бросала своего Ивана и приезжала к нему в деревню. Мол, “моя мама тебя отпоит деревенским молоком, отъешься сырниками, и все у нас будет хорошо...”
- Скажите, а какие фильмы с моим участием знаете вы? - обратилась она к зрителям.
Народ начал перечислять - “Жена Сталина”, “Идиот”, “Личная жизнь доктора Селивановой”, “Московская сага”.
- Когда Александр Митта начал снимать сериал “Граница. Таежный роман”, никто не знал, как его воспримет зритель, это был эксперимент, - продолжает актриса. - Я помню пробы на роль Марины. Сыграла сцену. Режиссеру все понравилось, но он говорит: “Можешь завтра прийти. Я тебя попробую с другим Иваном. Ничего играть не будешь, а просто покинешь текст”. Прихожу на следующий день. Митта говорит: “Поплачь, но не просто, а рыдай, как будто у тебя мир рушится”. Рыдаю. Он в восторге. Но говорит: “Давай придешь завтра”. И так несколько дней. В итоге меня утвердили на эту роль, но сколько пришлось поплакать! А в фильме “Дневник его жены” Алексея УЧИТЕЛЯ я сыграла молоденькую любовницу Бунина, образ которого на экране воплотил Андрей СМИРНОВ. В картине есть сцена, где я и Бунин сидим на ветке дерева и разглядываем стеклышки. В этом месте я должна была свалиться в море, а он прыгнуть и спасти меня. Первый съемочный день. Ялта. Снимаем кадр моего падения в море. Приходим к месту съемок, и я вижу: стоит спасатель. Я спрашиваю у режиссера: он зачем здесь? На что Алексей Ефимович отвечает: “Чтобы падение получилось естественным, он будет тебя швырять”. Мотор. Съемка. Спасатель швыряет меня в море, которое штормит. При этом съемки проходят осенью, и вода уже не теплая. Учитель кричит: “Смейся!” Я начинаю смеяться, и тут волна накрывает меня. Потом прыгает Бунин, спасает меня. Естественно, снимаем дубль два. Спасатель меня швыряет. Я падаю, режиссер кричит: смейся, художник по костюмам кричит: тапки лови, потому что они поплыли, Андрей Смирнов говорит: давай уже я тебя спасу, а то холодно. И тут я потеряла сознание от холода, волнения и еще чего-то. Приехала “скорая помощь”, мне дали коньяк, валерьянку, натерли водкой, и через час я была в новом кадре. На следующее утро встречаемся все за завтраком, и режиссер задумчиво так говорит: “Я все думаю про вчерашнюю съемку”. Я ему: что не так? И тут он выдает: “Все-таки эти кадры не из нашего фильма”.
А в сериале “Граница. Таежный роман”, помните, я водила Газ-69, или, как его называли в те времена, “козлик”. На тот момент я не умела водить машину, но для сцены два дня училась управлять “козликом”. Прихожу счастливая и говорю режиссеру, что могу водить сама. Он мне говорит: “Ты чего?! Рисковать не будем. Тебя подстрахуют”. И запихнули мне в ноги каскадера, который одной рукой давил на педали, а второй переключал скорости. Естественно, он говорил много прекрасных слов матерных. Я их тоже говорила, но про себя. В итоге мой словарный запас значительно пополнился.
В перерывах между рассказами Ольга Александровна читала стихи и пела.
- Голос уже не такой чистый, как раньше, - сетует актриса. - Но все равно обожаю петь.
- Есть какая-то роль, которую вы хотели бы еще сыграть? - поинтересовалась я у нее.
- Я не сыграла из того, что хотела, ничего. Но шесть лет назад я перестала сниматься. И не собираюсь возвращаться в профессию.
- Почему?
- Есть несколько причин. Одна из них - в том материале, который снимают в наши дни. У меня сейчас другая жизнь и другие цели. Я занимаюсь благотворительностью и музыкой.
- Вы часто играли врача. Сами по докторам ходите, когда болеете?
- Нет. Я предпочитаю народную медицину. Не ем мяса и не пью алкоголь.
- Какая из картин вам особенно дорога?
- Каждый проект дорог по-своему. Мне посчастливилось сниматься в единственной полной экранизации романа Федора ДОСТОЕВСКОГО “Идиот”. Хотела вам показать отрывки, но не нашли материала. Я обожаю этот фильм. Сама идея снять этот сериал в то время была полным безумием, потому что денег на кино не было. Режиссер Владимир БОРТКО понимал: для того чтобы был успех, необходимо на сложные роли приглашать известных артистов. Он сумел убедить руководство канала “Россия”, что снимет кино за условную сумму, в действительности это была стоимость одной серии, а нужно было снять десять. В съемочный цикл мы вошли с мыслью: доснимем или нет? И каждый день снимали, как последний. Главным героем сериала является язык. Основным условием режиссера было не менять сценарий автора. Все актеры учили текст за несколько месяцев, потому что язык, которым писал Достоевский, отличается от нашего современного.
Встреча пролетела незаметно. Зрители долго не отпускали артистку со сцены, аплодируя стоя. Ольгу Александровну буквально завалили цветами и словами благодарности.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА и из социальных сетей, Алматы