2502

Это надо видеть

11 июня в музее Алматы демонстрировали работы Жанши АРЫСТАНОВОЙ. Эта выставка просуществовала всего один день, но собрала на открытие искусствоведов и именитых художников. Тех, кто еще помнит историю легендарной женщины, которая не получила образования, всю жизнь занималась домом, детьми, внуками, но на досуге делала потрясающие вещи.

Это надо видеть
Гульнара ТОКПАНОВА.

Всю жизнь Жанша неторопливо сворачивала в несколько раз лист цветной бумаги, кропотливо работала ножницами, а затем раскрывала вязь орнаментов. Заниматься этим Жанша могла бесконечно и свои работы стопками относила на суконную и ковровую фабрики Алматы.

Ее творчеством заинтересовался профессиональный художник Али ЖУСУПОВ. Он восхищался природным даром женщины, продвигал самородка и даже нарисовал портрет немногословной и державшейся с удивительным достоинством мастерицы. Поддержка оказалась не напрасной. С 1961 по 1964 год работы Арыстановой демонстрировали на всесоюзной выставке мастеров народных промыслов, а в 1965 году Жанша стала первой казашкой, принятой в Союз художников СССР! Ей в то время было уже 65 лет.

В годы независимости об удивительной женщине практически забыли. Ее работы осели в фондах музеев, да и не были они блестящими выставочными образцами, скорее, могли заинтересовать профессионалов-прикладников, искусствоведов.

- Меня два года назад словно толкнуло что-то, - рассказывает внучка мастерицы Гульнара ТОКПАНОВА. - Я начала собирать информацию о бабушке, искать художников, с которыми она общалась, работы в фондах разных музеев. Поначалу никто ничего не мог мне рассказать, но постепенно я разматывала нить этой истории. Первый вопрос, который все мне задавали: “Зачем тебе это нужно?” А я пыталась объяснить, что хочу просто вернуть эти орнаменты народу.

 Хочу, чтобы по ним учились, их использовали, ведь это огромное богатство. Ну или хотя бы чтобы народ помнил удивительную мастерицу. Мы же, с одной стороны, говорим о возрождении традиций, с другой - многое делаем бездумно: теми же орнаментами украшаем урны, в которые плюем...

- Умение вот так импровизировать с орнаментами - очень сложное творческое явление, - размышляет искусствовед Камилла ЛИ. - Непостижимо, как можно из листа бумаги вырезать настолько сложные композиции. Такого рода искусство утеряно, и им сейчас никто не интересуется. Вообще, нынче труд народных ремесленников держится на энтузиастах.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть