Ждём мессию
Необычные картины, написанные обычной шариковой ручкой, заинтересовали организаторов выставок и искусствоведов
Оразбек ЕСЕНБАЕВ (на снимке) рисует… ручкой на шелке, обходится несколькими цветами и не рассчитывает, что его работы купят. Гремучая смесь. Она-то и дает автору полную свободу. Что изображено на его картинах, каждый может решать сам, на то и даются мифические нестареющие образы. Вот только у Оразбека они удивительно современны. И Кощей Бессмертный, и окончание Хэллоуина легко вписываются в современность. И даже работа-исключение, написанная маслом на библейскую тему, тоже связана с настоящим временем.
- Я действительно изобрел свою технику, - рассказывает Оразбек, - но прекрасно знал, что со временем вернусь к маслу. И первая же серия будет на библейские темы. И даже приготовил ответ - почему я, не являясь христианином, выбрал такую тему.
Оразбек такой поворот в творчестве объясняет просто: во многих храмах разных конфессий ждут нового мессию и верят, что он придет именно в эту страну, к представителям этой веры. Но Казахстану новый спаситель гораздо нужнее, чем остальным. Слишком долго история степного народа была лишь фоном для европейской и арабской. Пора бы выйти из тени - так считает художник, поясняя:
- А по вере я коммунист, постепенно переходящий в тенгрианство. Вы знаете, в 90-х годах, когда все стало рушиться, главным делом стало посредничество. Во всех сферах. Хотя бы в вере не должно быть посредников между человеком и небом, не надо кого-то кормить, чтобы обратиться к Нему, так что мне ближе тенгрианство.
Авторский метод письма тоже легко объясним. Когда-то, в далеком детстве, когда в начальной школе еще писали только чернилами, домой из мест не столь отдаленных вернулся родственник и подарил всем по сувениру с зоны - шелковый платок, разрисованный шариковой ручкой. Его можно было даже стирать - рисунок не портился, потому что умельцы-сидельцы обрабатывали свои фирменные изделия парами воды с уксусом.
- Художнику все равно, на чем рисовать - хоть на промокашке, - говорит Оразбек. - Когда я работал в Академии моды “Сымбат”, проблем с тканью не было, а ручка и вовсе стоит копейки. Попробовал, получилось интересно. Правда, закреплять уксусным паром не стал - в мои картины же никто не сморкается и стирать их не надо.
- Покупателей не смущает такая техника?
- У нас вообще графику не очень хорошо покупают, престижными в доме считаются лишь масло с холстом. Тем более такие тяжелые, сложные темы, на странном материале… Зато у меня полная свобода, я работаю для себя. А вот когда маслом пишешь, то несколько мазков положил и думаешь: “Кто это купит, какую по тональности картину предпочтут?” Соблазнов много.
- Вы используете ручки двух-трех цветов. А почему не всю палитру?
- Знаете, я разноцветным чернилам не доверяю. Подозрительно это - слишком уж яркие. С детства были зеленая, синяя, красная, черная. Старый друг лучше новых двух!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО


