4452

Санжарали КОПБАЕВ, юный пианист-виртуоз: Хочу быть как Денис МАЦУЕВ

12 мая в столице Казахстана в пятый раз стартует самый амбициозный отечественный конкурс юных пианистов. Его с самого основания курирует легендарный артист Денис МАЦУЕВ. Казахстанец Санжарали Копбаев дважды становился призером конкурса и вошел в число талантливых ребят, которых Мацуев находит по всему миру и выводит на лучшие сцены.

Санжарали КОПБАЕВ, юный пианист-виртуоз: Хочу быть как Денис МАЦУЕВ

Санжару российский пианист подарил рояль. Правда, три года назад, когда роскошный инструмент был обещан, семья жила в очень скромной однокомнатной квартире, куда рояль просто не было возможности втиснуть. Но видя такое внимание маэстро к юному дарованию, семье, в которой все четверо сыновей занимаются музыкой, предоставили просторную квартиру. Вот в нее недавно и был торжественно привезен новенький кабинетный рояль, оплаченный Мацуевым. Именно на этом рояле сейчас Санжар готовится к конкурсу в России и к уже традиционному сольному концерту в рамках Astana Piano Passion.

Разговоры - это явно не стихия Санжарали. Он отвечает односложно и после долгого раздумья. Зачастую смотрит на маму, страдальчески морщит лоб, и... мама отвечает за него. Тут еще и подростковый возраст. Зато потом Санжар садится за черный блестящий рояль, чуть прикрывает глаза, и происходит чудо: за инструментом сидит подросток, но кажется, что играет очень зрелый, многое повидавший человек.

Здесь дело даже не в технике. Санжар при своей скромности честно признается, что технически сейчас для него нет сложных произведений, пальцам подвластно все. Скорее, он затрудняется лишь с философскими вещами: там, где нужен опыт другого рода - глубина переживаний, приходящая с годами.

В Нур-Султане Санжарали не будет соревноваться с юными участниками, это его принципиальная позиция. После того как парень получил Гран-при, он отказывается принимать участие в казахстанских конкурсах пиа­нистов. Говорит, что несолидно - надо дать другим возможность проявить себя.

У Санжара трое братьев, и все они занимаются музыкой. Специально для того, чтобы дать детям образование, семья переехала в Алматы из Капшагая, бросив обустроенный быт, налаженную жизнь, променяв трехкомнатную квартиру на однушку.

- Я прекрасно понимала, что общеобразовательная школа неинтересна, надо искать еще какие-то увлечения, возможности применить себя, - рассказывает Гульжан, мама Санжара. - Мой папа был одаренным, творческим человеком, и я решила сыновей отдать в музыкальную школу. Причем трое пошли в один и тот же год: старший сын стал учиться играть на домбре, второй поступил в шестой класс жубановской спецшколы на духовое отделение и должен был присматривать за Санжиком, который был принят туда же на фортепиано. Спустя несколько лет в школу им. Жубанова поступил и самый младший сын - на скрипку. С тех пор у нас дома нет покоя от музыки - она звучит почти всегда. Конечно, Санжар самый одаренный. Он всегда выбирал очень сложную программу, но на экзаменах получал пятерки. И я очень радовалась - накрывала стол, устраивала семейный праздник.

Братья гордятся успехами друг друга, частенько играют вместе, обязательно выступают, когда приходят гости. Вообще, их не приходится дважды просить помузицировать.

За что Мацуев сделал казахстанскому мальчику такой дорогой подарок? Санжарали смотрит на меня непонимающе - это же так просто: чтобы играть еще лучше. Нет какой-то особенной причины.

Да, российский пианист, курирующий наш конкурс-фестиваль, заметил талант Санжара. Частенько приглашает его выступить в Россию, при этом оплачивает все расходы на дорогу и проживание. Сейчас Санжар готовится еще и к юношескому конкурсу пианистов уже самого Мацуева, в России. Но иллюзий у него нет - необходимо пройти очень серьезный заочный отбор, потом состязаться с сильными соперниками.

Санжар не мыслит себя без музыки. Мама признается, что как-то на одном из конкурсов она возмутилась несправедливым судейством и сгоряча сказала: мол, все, хватит заниматься музыкой, надо бросать это дело, раз нет справедливости. Санжар ничего не возразил в ответ, но ни до, ни после она не видела, чтобы он мог моментально разреветься горючими слезами, словно жизнь без ежедневных занятий потеряет для него всякий смысл.

- Я не могу сказать, в чем для меня главное удовольствие от музыки, - серьезно раздумывает Санжар. - Это просто моя профессия. И еще я себя чувствую свободным, когда играю.

Впрочем, музыка - это не только победы и праздник, бывают и поражения. Например, однажды на российском конкурсе юных талантов “Щелкунчик” Санжар получил очень низкие оценки. Настолько низкие, что пережил настоящий шок, ведь ему казалось, что программа была сыграна великолепно, придраться не к чему. А тут еще за кулисами журналисты сразу подошли с вопросами, как он сам оценивает свое выступление.

- Это был ужасный момент, - рассказывает Гульжан. - Я дома следила за конкурсом и когда увидела оценки, было ощущение, что я разбилась на тысячу кусков, жизнь закончилась. Я два дня плакала навзрыд. А сын просто впал в шоковое состояние. Лишь через некоторое время учительница помогла Санжарику заплакать и справиться со стрессом. Зато мы научились держать удар и переживать проигрыши. Что касается рояля, я сама удивляюсь этому подарку. Было бы очень логично, если бы Денис Мацуев поддерживал своих, российских, одаренных детей. Но в этом весь удивительный пианист. Для него нет понятия “соотечественник”, свой или не свой. Есть лишь талантливые дети, которых он собирает по всему миру и помогает им пробиться к публике, раскрыть свой дар. Жаль, что ни один из наших казахстанских музыкантов не может похвастаться таким отношением к талантливым детям. Зато Мацуев влюбляет в себя. Санжарик уже сейчас хочет быть похожим на Дениса, хочет не только сам выступать, но и помогать другим. Представляете, если лет через десять все нынешние подопечные Дениса действительно пойдут по его стопам, скольким талантливым детям они откроют дорогу?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее