5646

Мастер по наитию

В Семее открылась выставка необычного художника

Мастер по наитию
Картины врача-художника Марата СЫЗДЫКБАЕВА имеют не только эстетическое свойство, но и целебное.

Мало кто знает, что заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии медицинского университета доктор наук Марат СЫЗДЫКБАЕВ в свободное от работы время пишет картины. Историко-краеведческий музей сделал это достоянием общественности, организовав первую персональную выставку самодеятельного художника.

- Мне не нравится словосочетание “самодеятельный художник”, - сказала на открытии выставки директор музея изо­бразительных искусств им. семьи Невзоровых Татьяна СТРОМСКАЯ. - Просто есть художник, который занимается творчеством, потому что это его профессия. А есть художник, который пишет свои картины, потому что Господь даровал ему талант и потому что не писать картины он не может. Хотя при этом он имеет заслуги в другой профессии. Все дело в том, что творчество, искусство, взяв однажды человека в плен, никогда уже его не отпустят. Работы Марата несут особый душевный заряд. По сути, это стремление художника раскрыть свое ощущение жизни. Поэтому они такие душевные и теплые.

Стромская - серьезный искус­ствовед. Ее имя широко известно за пределами Казахстана. Не так-то легко добиться ее высокой оценки. Между тем Марат Келисович не учился даже в детской художественной школе.
- По наитию, изнутри, от души все идет! - улыбается автор выставки. - Сейчас мне 45 лет. Начал я писать 20 лет назад, когда учился в аспирантуре. Еще в детстве, рассматривая иллюстрации в журналах, чувствовал, что могу это написать. А руки не слушались! Получались длинные кони, длинные люди. Все растянутое, все неправильное... И я выбрал медицину. В принципе, у мальчика из медицинской династии выбора не было. Но я всегда знал, что вернусь к живописи. Хотя мне часто говорили: этому же надо учиться! Я тоже так долго думал. А потом просто прислушался к своим ощущениям. Мне с раннего детства снилось, что я пишу картины. Сны были такие правдоподобные, что невольно задумывался: может, я в прошлой жизни был итальянским художником? Я много читал об эпохе Возрождения, одно время даже больше, чем о медицине. Тогда я взял на вооружение принцип Леонардо да ВИНЧИ: лучший наш учитель - это сама природа! Я начал копировать природу, и мои сны стали реальностью.
Спрашивается: как такое возможно? А как же техника и все те приемы, которым не один год учат в художественной школе?
- Я просто подбирал цветовую гамму как в жизни. А что касается техники, то я как будто это уже знаю, мне только вспомнить надо. Где-то пальцами краску размазывал, где-то - медицинской перчаткой. Все интуитивно. Меня никто не учил, все само собой получалось…

Глядя на полотна Марата Сыз­дыкбаева, любители живописи вспоминают великих художников итальянского Ренессанса - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Среди точек соприкосновения - колористика, яркость, эмоциональность, композиционное построение.
Чувствуется, что любимый жанр художника-врача - пейзаж. Лужайки и заросли на полотнах Марата Келисовича пронизаны солнечным светом. Его горы и моря тоже как будто светятся изнутри.
Татьяна Стромская порекомендовала автору выставки больше писать с натуры. А он признается, что порой пишет те места, которые видел во сне.
- В Италии пока не доводилось побывать, но там все родное, знакомое. Вот видите: это местечко в Венеции мне неоднократно снилось. А вот так я представляю легендарную Гиперборею - царство мира, добра и справедливости. Древние греки считали, что существует некая северная страна, где живут счастливые люди, которые не знают болезней и старости, а смерть к ним приходит только от пресыщения жизнью…

Марат Сыздыкбаев пишет и портреты. Но несложно заметить, что современные люди не представляют для него большого интереса. На его полотнах - древнегреческие божества и библейские персонажи, Жанна д’Арк и 300 спартанцев. Впрочем, своим пациентам реаниматолог Сыздыкбаев тоже кажется практически богом, поскольку он спасает людей.
- Про анестезиолога тоже есть красивое изречение: “Анестезиолог должен быть ангелом-хранителем во время операции и после операции”. И так же, как ангелов-хранителей, пациенты нас не помнят и не знают. Анестезиологи остаются невидимыми. А вся признательность, букеты и конфеты достаются хирургам, - замечает с улыбкой Марат Келисович.
Но на открытии своей выставки он не был обделен ни цветами, ни добрыми словами. Ректор медицинского университета Семея Ерсин ЖУНУСОВ, выступая с речью на открытии выставки, отметил, что его вуз воспитывает не просто врачей, а интеллигенцию.
- На самом деле наши студенты уныло восприняли приглашение сходить на мою выставку, - признается художник-реаниматолог. - Это и понятно. Медикам ближе точные науки, чем искусство. Тем приятнее было слышать от них признание, что, глядя на мои картины, они отдохнули душой. Даже кто-то вылечился! У одного студента, по его словам, перестала болеть голова, а у другого нормализовалось давление…
После долгой паузы Марат Сыз­дыкбаев добавляет:
- Для меня живопись стала настоящим спасением. Есть мировая статистика - удается реанимировать только 22 процента… Когда на твоих глазах уходит человек - это очень тяжело. К чужой смерти нельзя привыкнуть… Когда я пишу, чувствую, что духовно исцеляюсь. Вот этот свет я пытаюсь донести до тех, кто будет смотреть на мои картины.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть

Свежее