4275

“Стоишь у станка - отдыхаешь...”

Девочке прочили профессию бухгалтера, но она выбрала танцы

“Стоишь у станка - отдыхаешь...”

Когда в семейскую балетную школу поступила однофамилица легендарной советской балерины Галины УЛАНОВОЙ, преподаватели увидели в этом добрый знак. И Жанель УЛАНОВА (на снимках) не подвела.

- Моего мужа зовут Улан ШАРИПОВ. Поэтому дочка вполне могла бы быть Шариповой или Уланкызы, - говорит мама Жанель Айгуль НУРГАЛИЕВА. - Но мне хотелось подарить ей красивую фамилию, как у примы-балерины Галины Улановой! В то же время я даже представить себе не могла, что Жанель свяжет свою жизнь с балетом. Даже когда отдавала ее в балетную школу, не преследовала далеко идущих планов. Просто любая девочка должна учиться танцевать, чтобы красиво двигаться, иметь хорошую осанку…
Жанель с улыбкой вспоминает: первое, что хотела сделать, - сбежать из балетной школы и никогда туда больше не возвращаться!
- Можно сказать, что мама насильно меня сюда привела. Мне было лет шесть. Я не знала, куда попала, что это такое. А потом сама не заметила, как втянулась. Сейчас в моей жизни дороже этого искусства ничего нет. Вначале у меня мало что получалось. Не могла даже на шпагат сесть. Но я очень старалась - так потихоньку вышла вперед, - делится Жанель.
Впрочем, директор областной балетной школы для одаренных детей Камилия ИСМАИЛОВА утверждает, что сразу разглядела в маленькой Жанель большой талант.
- Она сама не догадывалась, что в ней скрывается богатый потенциал. А я уже знала, что Жанель вырастет и достигнет больших успехов. Просто ей надо помочь, направить. Девочка росла, а я ее отслеживала - она раскрывалась все больше и больше…

Между тем родные Жанель Улановой полагали, что танцы для нее всего лишь хобби, увлечение, которое рано или поздно сменится чем-то “более серьезным”. Поэтому, когда девушка рассказала о своем желании поступать в Алматинское хореографическое училище, ее поняли не все.
- Отец и старший брат взвились: “Что это за профессия! Это же несерьезно!” Дочь в слезы: “Я не пойду учиться на бухгалтера!” Тогда я встала на ее сторону: “Давайте дадим ей шанс!” - делится Айгуль Нургалиева.

Своим шансом Жанель воспользовалась на сто процентов, хорошо сдав вступительные экзамены в хореографическое училище. Но предстояло еще пройти медицинское обследование. И тут произошло то, к чему Жанель не была готова.
- Мне говорят: “Ты не проходишь. У тебя зрение минус 2,5. А нужно стопроцентное”. Я рыдаю. Мама меня успокаивает. И тут педагог подбегает и говорит, что меня решили все-таки принять!
Ни для кого не секрет, какова обратная сторона прекрасного мира балета. Каторжный труд до сбитых в кровь пальцев на ногах, железная дисциплина, жесткие ограничения, в первую очередь в еде… Как удалось перенести суровые испытания домашней девочке?

- У нас занятия шли с восьми часов утра до восьми вечера, - вспоминает Жанель. - Как только возвращались в общежитие, дверь запиралась. Нельзя было ни зайти, ни выйти. И так три года! Сейчас, оглядываясь назад, думаю: это же тюрьма! Но тогда мне не хотелось никуда выходить. Потому что так выматывалась в училище, что была одна только мысль - добраться до своей кровати и спать! Тогда я впервые столкнулась с такими колоссальными физическими нагрузками. Но мне было в кайф! Мне нравилось нагружать мышцы.

Шел последний год обучения. Жанель Уланова с особым рвением готовилась к международному конкурсу хореографических учебных заведений “Орлеу” (“Восхождение”) на базе Алматинского хореографического училища. У нее были все шансы на победу. Но когда до начала конкурса оставалась всего неделя, Жанель сорвала спину.
- Поначалу я не восприняла это всерьез. Но боли становились все сильнее. Мне было очень тяжело. Пошла в больницу, думала, что у меня нет ничего серьезного, скоро все пройдет. Но когда врачи получили снимки, услышала: “Возможно, у тебя закрытый перелом. Не понимаю, как ты еще двигаешься! Танцы нужно на время оставить”.
У Жанель в голове не укладывалось: как можно оставить танцы, когда она уже подготовилась к конкурсу?! На свой страх и риск девушка решила выступать. И… одержала победу! В адрес лауреата конкурса первой степени Улановой, виртуозно исполнившей казахский танец, прозвучало много восторженных откликов, в том числе от мэтров мирового балета.
Но слишком быстро на смену эйфории пришел “ледяной душ”. Уланову из-за проблем со здоровьем отстранили от экзаменов.
- Конечно, это был шок, - вздыхает мама Жанель. - Наша девочка хотела связать свою жизнь с танцами. А тут - какие танцы, если из-за сильной боли в спине она даже не могла ходить! Нужно было подыскивать другую профессию.

В такой непростой момент, когда привычный мир рушился у Жанель на глазах, ее пригласили сниматься в кино.
- Я была в этой кофточке, - Жанель оттягивает край своего серого полувера. - Стояла на сцене с краю. У нас должен был начаться урок казахского танца. И тут ко мне подходит педагог. Меня взяла за подбородок и говорит людям, которые сзади нее: “Вот эта девочка будет в главной роли”. А я не знала, что происходит. У нас в училище ничего лишнего нельзя говорить. Поэтому я стояла и молчала.
Уже потом стало известно, что режиссер Газиз НАСЫРОВ вместе с хореографом Анварой САДЫКОВОЙ решили снять на студии “Казахфильм” документальный фильм об истории танцевального искусства казахского народа через призму личности молодой танцовщицы. История Жанель Улановой прекрасно подошла для этой цели. На экране она такая же трогательная, искренняя, настоящая, как и в жизни.
- Мне никто ничего не диктовал. Не говорил: “Скажи вот это”. Все, что я рассказываю в фильме “Казахский танец”, - это мои собственные мысли. Правда, немного отредактированные моей мамой. Она учительница русского языка. Я говорила в фильме о том, что классику очень люблю. Когда стоишь у станка - отдыхаешь. Но мне больше нравится исполнять народные танцы. В них больше души, больше свободы, больше пластики... Папа жил в другом месте. Мы всегда ездили к нему. Много времени я проводила в дороге, смотрела на степь. Когда исполняю казахский танец, представляю, что танцую в степи.
Можно только представить, насколько тяжело было Жанель окунуться с головой в атмосферу казахского танца, зная, что она больше не сможет танцевать на профессиональной сцене!

Тогда девушке было 18 лет. Сейчас ей 20. Вот уже второй год героиня фильма “Казахский танец” учится в Академии искусств им. Жургенова на режиссера-хореографа. После травмы Жанель Уланова не танцевала два года. Но не так давно она приехала в Семей, чтобы исполнить свой знаменитый казахский танец перед воспитанниками балетной школы, которую она окончила в свое время.
- Сейчас, когда танцевала, чувствовала отголоски боли в спине, - признается Жанель. - Я еще в ноябре решила, что больше не могу жить без танца. И тут меня пригласила Камилия Рашидовна. Я согласилась, потому что каждый раз балетная школа дает мне глоток воздуха, мощный стимул. Опасно ли танцевать в моем состоянии? Мои педагоги говорят, что нужно лучше прокачать мышцы. Спину будет держать прочный мышечный корсет. Тогда я снова смогу танцевать. А этого я хочу больше всего на свете!

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть