4173

Татьянин день

Что происходит за кулисами “Астана Опера” накануне премьеры

Татьянин день
Для сцены бала у князя Гремина изготовили люстру с плафоном 12 метров в диаметре и весом 200 кг.

В знаменитом столичном театре “Астана Опера” идут последние приготовления: вечером состоится сдача одной из самых известных опер мира - “Евгений Онегин”, а на следующий день - премьера с множеством почетных гостей. Давайте пройдем по бесконечным коридорам и залам театра - хотя площадь в 64 тысячи квадратных метров сложно охватить! - и увидим то, что скрыто от зрителей.

На разных этажах расположено 26 репетиционных помещений, где каждый день идут многочасовые занятия. Есть зал - клон основной сцены, полностью соответствующий ей по размерам, с оркестровой ямой и специальным балетным полом. В Большом репетиционном зале могут разместиться до 400 человек оркестра и 600 человек хора! Но сегодня здесь пусто: после полутора месяцев бесконечных занятий день накануне премьеры дают для передышки. Галина ЧЕПЛАКОВА, исполнительница партии Татьяны Лариной, признается, что перед премьерой она много спит и ест, чтобы восстановить силы.
- Очень много энергии тратится, когда работаешь над такой оперой. Я плакала каждый день, настолько режиссер заставлял меня раскрыть эмоции... Скинула семь кило­граммов за время подготовки! Мне сейчас полежать бы, поесть, а для голоса самое лучшее - помолчать, - рассказывает певица.
Зато в швейном цехе работа кипит: пришивают последние пуговки к мундирам, кружева к незавершенным платьям. Это не шутка - для спектакля изготовлено 250 костюмов, и каждый сшит индивидуально, под определенного артиста! Если потом кто-то растолстеет и не влезет в свой костюм, будет держать ответ перед руководством. Софья ТАСМАГАМБЕТОВА, художник по костюмам, говорит, что для каждого пришлось как минимум по три примерки проводить, а то и пять, чтобы фрак удачно посадить, например. Некоторые костюмы можно рассматривать как историческую реконструкцию: настолько скрупулезно художники пытались соответствовать эпохе.

Софья Тасмагамбетова: детали очень важны, костюмы должны соответствовать эпохе.

- Действие оперы у нас охватывает 10 лет, мода менялась: фалды выше, фалды ниже - все это надо было учесть, - объясняет художник Павел ДРАГУНОВ. - И главное, чтобы артистам было удобно, чтобы не мешали высокие воротники.
Работа шла быстро: в октябре начали отрисовывать эскизы, в конце декабря - кроить, в январе - шить, но отделку нескольких платьев для балета завершают буквально в последние минуты. Ведь 270 метров шифона для этих платьев, в которых выходят артистки балета на бал у князя Гремина, пришлось специально красить, чтобы получить разные оттенки синего!
В бутафорском цехе тоже наносят завершающие штрихи: мастер-бутафор Ерзат ЕЛЬШИБАЕВ подрумянивает поролоновые пирожки, докрашивает ягоды из папье-маше в лукошках. Мастер Нурболат НУРМАНГАЛИЕВ проверяет коробку с дуэльными пистолетами: главное - не перепутать. Наклеены бирочки: вот “Онегин”, вот “Ленский”. Пистолет Онегина заряжен, а второй пистолет нет: выстрелить-то Ленский не успел. В кармане сцены (а бутафорский цех к ней практически примыкает) стоит фаэтон, в котором Онегин приедет на дуэль. Прямо перед спектаклем в карету запрягут живую лошадь, и она вывезет героя на сцену. Кстати, где в театре обитает лошадь?
- Лошадь нам каждый раз перед спектаклем привозят из цирка, а потом мы ее съедаем, - отмахивается от моих вопросов заместитель директора Александр СОВОСТЬЯНОВ. - Шучу. Животное перед выходом стоит в теплом помещении, жует сено, а после его увозят обратно в цирк. Более того, в опере “Кыз Жибек” у нас даже верблюды на сцену выходят! Все животные дрессированные, не боятся аплодисментов, ведут себя спокойно и сцену не пачкают.
Как выяснилось позже, на следующий же день Александра назначили директором театра “Астана Балет”, так что теперь комментарии журналистам он дает в новом качестве.
...Мы тихонько крадемся в зрительный зал. Там темно и зрителей нет, но обстановка напряженная: сам режиссер-постановщик Давиде ЛИВЕРМОР проверяет, как выставлен свет, и, судя по эмоциям, не всем доволен.
Ливермор - итальянец, оперный певец в прошлом, а сейчас очень востребованный оперный режиссер. Два года подряд миланский театр Ла Скала открывает сезон его постановками. В театре “Астана Опера” он ставит уже второй спектакль - сотрудничеству посодействовал сам Пласидо ДОМИНГО. Ливермор говорит, что готов продолжать совместную работу, доволен тем, что в таком прекрасном театре ему предоставили все условия для творчества, но - мамма миа, - в следующий раз только не зимой! Давиде признается, что за последний месяц, который провел в Астане, он отморозил все, что только возможно. 

Давиде Ливермор дает указания артистам.

Когда команда Ливермора покидает зал, мы пробираемся на сцену. Сцена, оказывается, в четыре раза больше, чем зрительный зал - за кулисами огромное пространство, невидимое зрителям. Итальянцы, увидев театр изнутри, прозвали его “феррари”, потому что в “феррари” есть все, о чем может мечтать мужчина, а в “Астана Опера” - все, о чем может мечтать музыкант. Современные технологии и оборудование позволяют воплощать самые смелые идеи - хоть летать над сценой, хоть проваливаться сквозь нее, а видеопроекции создают реалистичные пейзажи. В зале можно изменять акустику: для этого опускается ткань, белая или красная (она разная по плотности, звук приглушается или резонирует). Такой прием использовали только несколько раз, когда на сцене выступал хор из 800 человек, потому что, когда такой хор начинает брать высокие звуки, кажется, что может рассыпаться люстра, так что звук потребовалось приглушить.
Я поинтересовалась у Толеубека АЛЬПИЕВА, первого заместителя директора театра, во сколько обошлась постановка “Евгения Онегина”. Любой театр мира, наверное, скрупулезно подсчитал бы и с гордостью озвучил сумму на столь роскошный спектакль. Но Толеубек Нигметович сказал, что он не бухгалтер и такой информацией не владеет. Сообщил только, что деньги выделяются государством согласно плану. Видимо, в таком количестве, что их можно не считать. Кроме того, с момента открытия театра в 2013 году и по сей день его поддерживает Народный банк Казахстана, благодаря чему и возможны такие постановки.
Пока в фойе (самое большое театральное фойе в мире, между прочим!) идет пресс-конференция, начинают собираться зрители. На сдачу спектакля билеты не продают, обычно артисты приглашают своих родных, в зале сидят работники театра, журналисты. Это уже полноценный спектакль, но в процессе еще шлифуются и дорабатываются какие-то шероховатости.
Режиссер, сидя в седьмом ряду партера, то и дело вскакивает и знаками дает указания артистам. Алан БУРИБАЕВ, дирижер-постановщик спектакля, который весь день страдал от простуды и кутался в шарф, встав за дирижерский пульт, словно забывает про все недомогания: 80 музыкантов его оркестра в совершенстве передают все оттенки музыки Чайковского - и лед, и пламень... 

Три Татьяны: Айгуль Ниязова исполняет партию Татьяны в день сдачи спектакля, Мансия Естекова играет пожилую Татьяну, Анель Абдуллина - душа Татьяны.

Трактовка Давиде Ливермора может даже шокировать. Оперу в его постановке скорее следует назвать “Татьяна Ларина”, а не “Евгений Онегин”. Онегин там, в общем-то, второстепенный персонаж, зато Татьяны на сцене… целых три! Как рассказал нам итальянский режиссер, он представил себе Татьяну в старости: на пороге смерти будет ли она вспоминать Онегина и свои чувства к нему? Так что практически весь спектакль - это воспоминания пожилой Татьяны. Письмо Онегину вообще пишут втроем - юная Татьяна, которая и исполняет знаменитую ариетту, душа Татьяны, которая направляет руку девушки, и пожилая Татьяна, которая все это вспоминает и проживает вновь (признаюсь, разобралась не сразу, кто есть кто). Даже в финальной сцене свидания Онегин с Татьяной не остается наедине: на сцене вместе с ними мечется и страдает еще и старушка княгиня Гремина. Ведь в этом спектакле любовные отношения лишь отблеск давно ушедших страстей в слабеющем сознании старой женщины, покидающей этот мир.
Сразу же после спектакля хочется пересмотреть его вновь, и, возможно, не один раз, чтобы все-таки разобраться в сложном сплетении образов, созданных Давиде Ливермором.
…Поздно вечером, выходя после спектакля из театра, мы сталкиваемся в дверях с министром культуры и спорта Арыстанбеком МУХАМЕДИУЛЫ, который только что приехал. Судя по всему, рабочий день в театре закончится еще не скоро... 

Ирина БАЖЕНОВА, фото Карлы Нур и Андриана Звигина, Астана

P.S. Премьера “Евгения Онегина” в “Астана Опера” прошла с большим успехом 8 и 9 февраля. Премьеру посетили президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ и генеральный директор Большого театра России Владимир УРИН.

Поделиться
Класснуть