2658

Первая скрипка

Для участия в фестивале камерной музыки Camerato Tempo и серии мастер-классов в Алматы приехал самый молодой, но уже очень известный казахстанский скрипач - Шернияз МУСАХАН. В перерывах между занятиями он даже успел дать нам небольшое эксклюзивное интервью.

Первая скрипка

Шернияз уже шестнадцать лет не живет в Казахстане. После того, как юного скрипача заметил Владимир СПИВАКОВ и предложил учиться в Москве, Шернияз все время находится за рубежом. В 2015 году он стал художественным руководителем оркестра “Молодые солисты Евразии” в Лозанне.
- Насколько интересно вам давать уроки, ведь вы именно исполнитель?

- Я не преподаю на постоянной основе, но с удовольствием провожу мастер-классы. Потому что когда ученик инициативный, когда у него есть свои идеи, то это всегда интересно и полезно для двух сторон. Всегда хорошо вернуться к основам, повторить какие-то базовые вещи.
- Собираетесь ли вы в обозримом будущем приехать жить и работать в Казахстан?

- Я планирую инициировать и проводить здесь больше проектов, но постоянно проживать в Казах­стане у меня пока нет возможности. Большая часть моих концертов проходит в Европе, я работаю в оркестре в Швейцарии, весной стартует мой первый фестиваль в Базеле. Я никогда ни в одной стране не ощущаю себя не на своем месте, но именно здесь четко понимаю, что это моя родина.
- Дирижируете ли вы оркест­ром молодых исполнителей или только солируете?

- Я руковожу и артистической частью, и менеджментом оркестра, но у нас вообще нет дирижера как такового. Мы вместе с музыкантами дискутируем на репетициях и совместно находим все решения. Я вижу это именно так - мне не очень нравятся дирижеры, которые уже на первой репетиции точно знают, как все должно прозвучать. Хороший маэстро - это тот, кто не заставляет всех играть по-своему, а способен услышать, как звучит оркестр, и подумать, как использовать возможности каждого музыканта.
- Какой-то разгул демократии. А если у музыкантов нет идей и нужен деспот, который поведет их?

- Возможно, бывает и так, но это уже не музицирование. В таком оркестре мне было бы неинтересно работать.
- Что за фестиваль вы готовите в Базеле?

- Фестиваль “Базель-инфинити” - это серия концертов. Я выступал в одном из концертных залов города и мне предложили использовать эту сцену в любое время по своему усмотрению. Тогда я и предложил сделать фестиваль.
- В двадцать четыре года у вас есть оркестр, фестиваль и масса титулов. Вы везунчик, талант или трудоголик?

- Несомненно, элемент удачи присутствует в моей жизни. Но я бы сказал, что у меня есть способность приспосабливаться. Это важное качество и для музыки, и для жизни. На сцене мы постоянно встречаемся с коллегами, и за одну-две репетиции надо прочувствовать друг друга и сработаться, чтобы выступить на концерте. Это же качество помогает понять слушателя, да и в обычной жизни часто выручает.
- Есть в плей-листе на вашем телефоне неожиданные композиции? Ну, например, “Владимирский централ” или “Мурка”.

- Я прекрасно знаком с этими композициями, но должен признаться, что музыку между делом, на ходу, слушать не могу, для меня это серьезное занятие. Вообще мне кажется, что от этой привычки слушать постоянно, кусочками, на ходу, в ресторанах у нас в головах создается какая-то каша, микс из классических произведений, и это больше является помехой, чем развивающим моментом. Мне очень интересно было бы делать такие концерты, когда можно рассказывать о музыке. У музыкантов есть страх, что публика не поймет новые произведения, не примет. Хотя на самом деле практика показывает, что зритель всегда готов открывать что-то новое. Но особенно в современной музыке первая встреча может не произвести никакого впечатления; пока ты не узнаешь об этом произведении что-то, то не поймешь его. Это как с литературой - есть развлекательная, а есть философская.
- В одном из интервью вы сказали, что для вас победы в конкурсах не являются бесспорным показателем уровня музыканта. Почему?

- Потому что когда происходит соревнование артистов, особенно на самом высоком уровне, то очень трудно определить, чья интерпретация лучше. Я сам был в жюри и могу отметить такой эффект: когда слушаешь очень много талантливых музыкантов подряд, то наступает пресыщение и зачастую выбирается более простая, ясная трактовка, а не собственный взгляд.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть