Сколько стоит кино
“Кино в Казахстане сейчас может снять каждый, у кого есть палец, камера и 200 тысяч условных единиц!” - шутит кинопродюсер и актриса Куралай АНАРБЕКОВА. Первый же ее фильм “Брат или брак” побил в Казахстане все рекорды по сборам, обойдя работы признанных мэтров казахстанского кино. Накануне премьеры второй части фильма Куралай рассказала нам о секретах своего успеха.
- Ваш фильм “Брат или брак” объявили самым кассовым за 2017 год. Он собрал 455 миллионов тенге…
- …около 460 миллионов.
- А до этого рекорд принадлежал признанному мэтру Акану САТАЕВУ с историческим фильмом “Жаужурек мыњ бала” и популярному кавээнщику Нурлану КОЯНБАЕВУ с комедией “Бизнес по-казахски”. У них якобы по 300 миллионов. Это верные данные?
- Конечно. Их дают кинотеатры как официальные прокатчики. Они считают сборы с каждого фильма. А еще у нас есть интернет-портал Тикетон, который продает электронные билеты. Они тоже дают свои сведения. Вообще, если ты снимаешь действительно качественный фильм, тогда заработаешь и на прокате в кинотеатрах, и при показах на телеканалах, и на просмотрах на интернет-порталах, например в YouTube. Я вообще продала свой фильм куда только возможно - его показывают даже на бортах самолетов.
- На основании этого вы и попали в рейтинг Forbes 30 under 30 молодых казахстанских звезд шоу-бизнеса и спорта?
- Forbes посчитал не только мои достижения в сфере кино, но и другие виды бизнеса. У меня своя кофейня, салоны красоты и одежды, детский магазин. Я вообще никогда не стою на месте, всегда учусь чему-то новому, познаю разные сферы бизнеса и таким образом развиваюсь. Для меня, например, нормально посещать самые разные тренинги по личностному росту и бизнесу по всему миру. Думаю, что, развивая все виды своего бизнеса, я развиваю и наше кино.
- Но ведь считается, что люди культуры и искусства плохие бизнесмены…
- Я же не одна работаю, я лишь руковожу. И в моей компании целая команда профессионалов, каждый из которых играет свою роль. А вообще я прирожденный бизнесмен. Мама рассказывала: когда мне было пять лет, я ходила на наш базар в Актобе и продавала там растворимый напиток Yupi, жареные семечки. А потом сидела дома и подсчитывала: “На этой неделе я заработала 15 тенге. На следующей заработаю на 10 тенге больше!” Вот так я мыслила, и это при том, что моя семья никогда ни в чем не нуждалась. А еще я никогда не могла сидеть без дела: в школе была отличницей, а после уроков бежала в кружок домбры, на танцы. И меня не останавливало даже то, что в некоторые кружки надо было идти поздно вечером зимой пять километров пешком. Родители запрещали мне заниматься спортом, хотели, чтобы я отдыхала, а я, счастливая, приносила им грамоты о победах на городских турнирах по настольному теннису и гимнастике. Все это очень помогло, когда я приехала учиться в Алматы и мне надо было зарабатывать на жизнь. Я взяла и открыла танцевальную студию! Спорт мне помогает и по сей день - каждое утро стараюсь пробежать минимум пять километров, а когда есть настроение, могу и десять. Благодаря этому мое тело, мой мозг всегда в тонусе.
- 31 января на экраны выходит продолжение фильма - “Брат или брак-2”, причем вы запускаете свою картину одновременно с продолжением легендарного “Ангела в тюбетейке”, к тому же в кинотеатрах будет идти “Станция судьбы”, прославившаяся из-за судебного скандала Баян АЛАГУЗОВОЙ и Талгата ТЕМЕНОВА. Не боитесь прогореть?
- Ну, во-первых, у нас другой жанр. А во-вторых, без ложной скромности, наша картина очень ожидаема. Изначально мы с режиссером и сценаристом фильма Алишером УТЕВЫМ готовились к съемкам другой картины, но потом владельцы кинотеатров, дистрибьюторы и зрители убедили, что нужно снять продолжение “Брат или брак”. А уже во время съемок второй части интерес журналистов и подписчиков в социальных сетях был таким высоким, что мы с Алишером поняли, что двигаемся в правильном направлении.
- Как вам удалось с ходу обойти всех казахстанских конкурентов? Сказывается ваше вгиковское образование?
- Да, образование и опыт - это самое главное. Когда я училась во ВГИКе на продюсера кино и телевидения, нам говорили, что на одном желании и голом энтузиазме далеко не уедешь. Поняла я это, когда после учебы проходила практику на “Мосфильме” в компании “ПРОФИТ” Игоря ТОЛСТУНОВА. На моих глазах за полгода там сняли двадцатисерийный динамичный сериал в самом лучшем качестве в разных локациях. И тогда я подумала, что мы тоже сможем, если подойдем к делу профессионально. Когда я возвратилась в Казахстан, у меня была хорошая идея, а далее я подключила маркетинг - проанализировала кинорынок нашей страны, обратилась к настроению и менталу людей, чтобы определиться с жанром, а затем собрала команду профессионалов. И у меня получилось! Снимая же “Брат или брак-2”, я, конечно, учла тот факт, что сиквел обычно уступает первому фильму, поэтому мы максимально постарались именно вторую часть сделать более насыщенной. Наш сценарист и автор идеи Алишер Утев прописал максимальное количество шуток - их будет гораздо больше, чем в первой части. Ну и финансово мы вложились больше, чем в первый фильм. Так, если в первой части было задействовано 25 локаций, то теперь их будет 50, а значит, фильм более динамичный. В нем будет и больше актеров, среди которых много любимцев казахского народа, что тоже привлечет зрителя.
- Вы тут говорите о специальном киношном образовании. Но разве в нашей киноиндустрии это нужно? Ведь фильмы у нас в Казахстане сегодня снимают все…
- …у кого есть палец и камера! (Смеется.)
- Может, потому что это легкий заработок?
- Я бы не сказала, что легкий. Знаете, как становится страшно, когда ты вдруг понимаешь, что не вытаскиваешь ту сумму, которую вложил? Это вообще огромный риск без всяких гарантий. Мне кажется, здесь не заработок играет роль, а, наоборот, желание продемонстрировать, что у тебя есть деньги. А может, кто-то таким образом хочет стать значимым и популярным.
- Но все наши топовые певцы, которые теперь снимают кино, и так очень популярны! Это и НУРТАС, и ТОРЕАЛИ, и ЕСМАХАН, и БЕРКУТ. Зачем они это делают?
- Знаете, мне же неудобно у них спрашивать, зачем они это делают. Это вопрос к ним. Единственное, считаю, что, снимая фильмы, главное - не потерять кредит доверия народа. Я всегда только этого боюсь.
- Поделитесь секретом, сколько сегодня нужно денег, чтобы снять кино?
- У нас умудряются снимать даже за 100 тысяч долларов. Но это в том случае, если тебе технику кто-то даст поэксплуатировать бесплатно - камеру, свет, держатели-крепители и все такое. Нормальная же стоимость фильма у нас составляет 200-250 тысяч. А вообще, проанализировав кинорынок Казахстана, можно прийти к выводу, что вкладывать в съемки фильма свыше 300 тысяч долларов не стоит - картина не окупится. Но именно такая сумма позволит снять хороший, качественный фильм с хорошей картинкой, с достойными актерами и при этом не прогореть.
- Возвращаясь к премьере вашей новой кинокомедии: даже не представляю, над чем еще можно посмеяться в картине с бытовым, семейным сюжетом.
- Над синдромом Кувад, который и лег в основу сюжета. Когда мы готовились к фильму, то выяснили, что очень многие мужчины во время беременности жены испытывают состояние так называемой мнимой беременности. Мировая статистика - 13 процентов мужчин. Чтобы найти подтверждение в нашей жизни, я проводила опрос среди своих подписчиков в Инстаграме. И действительно, оказалось, что когда семья ждет ребенка, то мужчины тоже часто испытывают токсикоз, чувствуют тяжесть в животе, у некоторых даже набухает грудь. Но они стесняются об этом говорить. А вот теперь увидят себя со стороны во всей красе. Это будет очень жизненно и смешно.
- А почему во второй части не будет самого популярного на российском телевидении казаха - Нурлана САМБУРОВА? Читала комментарии его преданных поклонников: раз Нурлана не будет, то фильм смотреть не пойдем…
- Снимать вторую часть “Брат или брак” мы решили неожиданно, и когда позвонили ему в Москву с предложением, то узнали, что его график работы пишется на год вперед. Поэтому из-за запланированных заранее съемок и гастролей, из-за контракта с каналом ТНТ он никак не смог сняться у нас. И вот во второй части мы прописали в сценарии, что его герой отправился далеко за границу. Но вместо Нурлана задействовали других очень популярных в этом жанре актеров, например Артура АСКАРУЛЫ из команды Yuframe, молодого и харизматичного Азамата УЛАНОВА, Данияра ЖУМАДИЛОВА из команды КВН “Спарта”. Думаю, они органично заполнили место Самбурова и у зрителей не будет острого ощущения его отсутствия.
- После первой части фильма выражения “Гоха, мне без тебя так плохо”, “Я не верю своим красивым глазам”, “Вы, неудачники, все на одно лицо” и другие стали крылатыми. А что будут цитировать после второй части?
- Крылатых выражений будет еще больше! Пока точно процитировать не могу, так как мне некогда было особо их запоминать во время съемок. Ведь в фильме я не только играла главную роль, но и выполняла свою основную задачу - была генеральным продюсером, который самостоятельно решал все финансовые, художественные и организационные моменты, бегая по площадке. И это при том, что в начале съемочного дня мне привязывали огромный живот, поскольку моя героиня Гаухар была беременная. Так, в самую жару с этим животом, обливаясь потом, я бегала и скандалила с рабочими, которые вовремя не подготовили локацию, и слышала в ответ: “Женщина, что вы так нервничаете? Вам же нельзя!” Помню, как на Бутаковке для съемок мы строили футбольную площадку. Для этого поднимали в горы фуры с песком. В одном из этих грузовиков я и ехала, чтобы лично все проверить, а когда сиганула сверху из кабины на землю, водитель просто в шок впал: “Разве можно беременной так прыгать?!” Вот так весело мы наш фильм и снимали.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлены Куралай АНАРБЕКОВОЙ, Алматы