Какой портрет, какой пейзаж...
В музее искусств им. Кастеева открылась удивительная выставка Лидии ЛИТВИНЕНКО, посвященная заводам и рабочим Казахстана.
Сейчас так не пишут, но, оказывается, в 30-40-е годы прошлого столетия радость труда была излюбленной темой живописцев. А тут еще товарищ Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ (партийный деятель при СССР. - Ред.) запланировал масштабную выставку “Индустрия социализма”. И поехали художники по городам и весям - чем дальше от крупных городов, тем лучше. Впрочем, душой они не кривили, писали с восхищением, но не лубочно. Трубы, сталевары, пейзажи с заводом в центре, оказалось, могут вдохновлять почище обнаженных красавиц. Эти картины писались с людей труда и для них.
Именно для них устраивались отчетные показы. Появилось даже сообщество художников-общественников, чье творческое кредо было “не ждать рабочего зрителя, а самим идти к нему”. Лидия Литвиненко, например, возглавляла бригаду художников, трудившихся с кистями и карандашами на строительстве метрополитена. А в декабре 1935 года она приехала в Чимкент, чтобы написать картины, посвященные Чимкентскому свинцовому заводу, рудникам Ачисая и Хантаги. Затем была еще одна поездка и отчетная выставка прямо в клубе завода. Всего у нее более двухсот работ.
- Эти художники, несомненно, были отважными и смелыми людьми, - рассказывает руководитель отдела зарубежного искусства Галина СЫРЛЫБАЕВА.
- Они специализировались на теме труда. Многие в том числе приезжали и в Казахстан. В 80-90-е годы прошлого века мы списывались с этими авторами, договаривались об их выставках с ними или правообладателями их работ, закупали картины, многое нам дарили... В России достаточно художников, и не всем им уделяется должное внимание. Для нас же они ценны тем, что писали именно Казахстан и остались в нашей общей истории.
Так, пообщались и с Лидией, чтобы провести ее выставку в 1972 году. К тому времени художница переживала не лучшие свои времена. В 1948 году был расстрелян ее муж, она сама была исключена из художественного объединения, лишена мастерской и возможности выставлять работы. Кстати, именно выставка в Алматы спасла ее творчество. Художница продала часть картин музею, часть подарила, а спустя некоторое время у нее дома случился пожар, который уничтожил значительную часть работ.
Таких историй в хранилище музея немало. Художники не сидели в столице, а колесили по необъятной родине в поисках людей труда. Готовы были жить в неудобствах, чтобы запечатлеть картины настоящей жизни. Сейчас Галина по крупицам восстанавливает ту эпоху, находит информацию в протоколах собраний Союза художников, скупые строки официальной прессы, списывается с искусствоведами, потомками и почитателями заинтересовавших их авторов. Потому что это не просто история индустриализации, это история и искусства Казахстана.
- Сейчас так не пишут, а жаль. Мы почти потеряли такой жанр, как индустриальный пейзаж. Да и портрет современника, как бы мы скептически ни относились к нему, стал иным. Вот и задумываешься иногда, по каким картинам будут судить о нас следующие поколения.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы