4665

“Я всем-всем доволен в жизни!”

      Деньги, разврат и неверие в Бога - вот главные причины того, почему людям сейчас живется плохо. Так считает наш любимый ангел в тюбетейке из легендарного фильма Шакена АЙМАНОВА. Актер Алимгазы РАЙНБЕКОВ приехал в Алматы на презентацию второй части картины - фильма “Волшебная тюбетейка Тайлака” - и дал эксклюзивное интервью нашей газете.

- Как доехали? - задаю первый вопрос, как только Алимгазы-ага покидает автомобиль, на котором приехал из Талдыкоргана.
- Выехали - шел дождь, до Сарыозека доехали - начался снег, Шенгельды проехали - опять дождь начал моросить.
- Я не о погоде спрашиваю, а о вашем самочувствии…
- Спасибо. Хоть мне и 85, но здоровье у меня нормальное. Только вот фурункул беспокоит, - улыбается Алимгазы-ага.
- Значит, Тайлак спустя 50 лет по-прежнему в отличной спортивной форме?
- А как же! Был у меня в школе преподаватель Ршан АЛИМБАЕВ, он в 1946-году демобилизовался и пришел к нам физруком. Показал приемы древней казахской борьбы казак курес, натаскал меня так, что до сих пор чувствую в себе силу богатырскую. А потом я много физически работал, чернорабочим был, водителем на КА-700 ездил. Было у нас в Талды-Кургане спортивное общество “Кайрат”, и его председатель собрал однажды команду пацанов из работников сельского хозяйства. Мы поехали в Алма-Ату и заняли 2-е место в казак курес, а потом отобрали лучших борцов из 16 областей, и мы поехали в Чимкент, где впервые проводился большой турнир, посвященный Хаджимукану МУНАЙТПАСОВУ. Я боролся в тяжелом весе - 120 килограммов - и занял первое место, стал чемпионом Казахстана. А как только приехал домой, главный инженер моего колхоза имени Ленина нашел меня и сообщил, что ему велено срочно доставить меня к директору в центральную усадьбу. И только я дверь в его кабинет отворил, он мне: “Эй, ты чего там натворил? Уже весь Казахстан тебя ищет, “Казахфильм” телеграмму прислал!” Я растерялся: “Не знаю никакого “Казахфильма”! Кто такой?” От страха даже свой приз - электробритву “Харьков”, которую на турнире получил, ему подарил. А он мне телеграмму протягивает: “Киногруппа “Крылья песни” просит явиться на кинопробы на роль Хаджимукана”. И я, конечно, поехал!

- И вы, колхозный парень, нисколько не сомневались и не испугались?
- Тогда я не знал, смогу или не смогу играть. Но такой палуан же один раз в сто лет рождается, его весь мир знает, и если мне предложили его сыграть, то почему не попробовать? Помню, как взял такси и доехал из Талды-Кургана в Алма-Ату за 7 рублей 30 копеек. А потом нашел на “Казахфильме” дверь с табличкой “Крылья песни” и вошел туда. Там за столом сидела какая-то женщина и, как увидела меня, закричала: “Эй, Азеке, иди сюда, Хаджимукан пришел!” Обернулся я - Азеке уже тут стоит. Это был Азербайжан Мадиевич МАМБЕТОВ - режиссер наш. Дал мне текст и сказал: “Выучи и будешь говорить как будто от себя!” Потом меня одевали, гримировали, отвели на съемочную площадку и познакомили почти со всеми большими артистами нашего кино. Так я сыграл свою первую роль Хаджимукана. А потом были еще роли по роману Зейна ШАШКИНА “Токаш Бокин”, по сценарию Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА, по другим известным серьезным произведениям. А всего у меня 14 ролей в разных картинах.
- Но как вы стали школьным учителем и маменькиным сынком - легендарным Тайлаком?
- Когда я снимался в роли Хаджимукана, Шакен Кенжетаевич Айманов увидел меня в одном маленьком эпизоде. Я нежно успокаивал девушку, которую обидел другой герой фильма. Думаю, именно поэтому он позвал меня в свой фильм “Ангел в тюбетейке”.
- И именно по роли ангела в тюбетейке все знают и любят Алимгазы Райнбекова…
- Потому что в “Золотой фонд” советского кинематографа “Ангел в тюбетейке” вошел! Все помню как вчера: в 1969 году 19 октября в своем жанре наш “Ангел” первое место занял в Москве.
- Вы стали невероятно популярным во всем Советском Союзе. Почему при этом даже в Алма-Ату из своего колхоза не переехали?
- Мне хватало съемок. Приеду в Алма-Ату, снимусь, деньги получу за роль и назад. Сяду за руль своего любимого КА-700 - и на работу. Вообще-то, я по специальности агроном, сельскохозяйственный окончил, но в этой профессии почти не работал. Мне не нравилось, что постоянно на бюро тебя приглашают, ругают, отчитывают - надоело! И вот я на свой КА-700 сел, сутки отработал и свободен. Тем более семья, дети.
- Кстати, мало кто знает, что, изображая в кино завидного жениха Тайлака, вы уже были многодетным отцом…
- Четверо детей у меня уже было! Старший 1959-года рождения, потом 61-го, 62-го и 65-го. А потом еще шестеро родились. И всего у меня десять детей - Мухтар, Галия, Майра, Муса, Гульмира, Сурия, Эльдор, Ертай… Ой, двух забыл! (Смеется.) В общем, пятеро сыновей у меня и пять дочерей.
- Неужели супруга и дети не звали вас жить в столицу?
- Как раз супруга и не хотела. Однажды я ее привез в Алма-Ату во время своих съемок, а когда уходил на “Казахфильм”, она очень скучала. Сидела в гостинице и выглядывала с пятого этажа. И вот как-то я прихожу вечером со съемок, а она мне: “Поехала я домой! И что хочешь делай, а в Алма-Ату я больше не приеду”.
- А чем она в колхозе занималась?
- На свекле работала, на поле пропалывала ее. Еще работала техничкой в дорожно-эксплуатационном управлении. А еще дома у нее всегда хозяйство было - куры, утки, бараны, козы, корова и лошади.
- Может, она боялась, что, переехав в Алма-Ату, вы найдете здесь какие-то интересы, кроме семьи? Тем более девушки вашего Тайлака очень любили…
- Нет. Она же знала, что я однолюб. И я знал: если с кем-нибудь что-то закручу, то дети меня уважать не будут. И вот 4 ноября прошлого года отметили мы гаухар-той - бриллиантовую свадьбу, прожили 60 лет с женой. Помню, после съемок деньги получу - накуплю рубашек, платьев, шуб детям, жене пальто, серьги, часы, браслеты и еду в свое родное село Енбекшиказак Коксуского района Талды-Курганской области. Я там и дом хороший построил. Помню, получил гонорар за роль и хотел шикануть - “волгу” купить, а мать мне: “Твои дети будут в машине жить? Дом сперва им поставь!” Так я и сделал, и теперь в этом доме самый младший сын живет, а мы с женой с 2010 года живем в Талдыкоргане в трехкомнатной квартире, которую мне дал тогдашний аким Серик УМБЕТОВ. С нами вместе две дочери. Сейчас у меня уже 22 внука и 16 правнуков. Кто в Астане живет, кто в сибирском городе Ашинске, кто-то в Алматы, а пацаны мои почти все в родном Коксуском районе. Дочери учились в архитектурном институте, на торговые специальности, на бухгалтерский учет, а все мужики наши, сыновья - пожарные. Трое уже на пенсию вышли, а двое продолжают служить: один в Астане подполковник МЧС, а самый младший в родном районе старший лейтенант. А я на пенсию ушел в 1996 году с должности преподавателя водительского дела в ДОСААФ, где проработал десять лет.
- Почему после почти десяти лет непрерывной работы в кино - с 1966 по 1974 год - вы вдруг перестали сниматься? Неужели больше не звали?
- Почему не звали?! Вот сейчас же я снялся в продолжении “Ангела”! И продюсер Кусман ШАЛАБАЕВ говорит, что еще и третья часть будет. Хотя когда он мне позвонил, а было это еще в 2013 году, и сказал, что написал сценарий “Ангел в тюбетейке-2”, я даже не поверил. Тем более что потом он пропал на два года, а уже в 2015 году меня позвали работать над фильмом “Волшебная тюбетейка Тайлака”. Снимали мы в селе Кызылоскер в Жамбылском районе Алматинской области, в Алматы снимали - в метро. Я рад, что новый фильм будет похож на нашего старого “Ангела”, мы расскажем людям о казахском народе и напомним, если кто забыл, что казахи должны быть духовно богатыми, умными, сильными, добродушными, любящими людей. Приходите в кинотеатры с 31 января и смотрите. У Шакена Кенжетаевича 50 лет назад фильм тоже был об этом.
- А почему не взяли в новый фильм Шолпан АЛТАЙБАЕВУ, которая тогда сыграла вашу возлюбленную Айшу?
- Она по-казахски не говорит! Обещала подтянуть и тогда появится в третьей части. (Смеется.)
- Общаюсь с вами и ловлю себя на мысли: спустя полвека передо мной все тот же веселый, добрый и бесхитростный Ангел. Годы вас совершенно не изменили…
- Я всем-всем доволен в жизни! И это все от Бога. Такого уровня я достиг, так расширил свои взгляды, с такими людьми общался!.. Когда водителем работал, только матерные анекдоты слышал в том кругу и сам матерился, а потом вдруг попал в общество самых известных и культурных людей Казахстана и Советского Союза. В фильме “Уральск в огне” снимался вместе с Николаем РЫБНИКОВЫМ, Михаилом ГЛУЗСКИМ, Владимиром ГУСЕВЫМ, Олегом ВИДОВЫМ, Евгением ЕВСТИГНЕЕВЫМ, и они меня очень уважали… А с детьми, внуками и правнуками мне как повезло! Все живы-здоровы, работают, никогда никаких проблем с ними не было, ни у кого они на шее не сидели, и старшие всегда поддерживают младших. Вот как жизнь мне улыбнулась, так чего же печалиться?
- Как надо жить, чтобы все было так же, как у вас?
- Никогда унывать не надо, ныть не надо, врать не надо, о богатстве думать не надо, воровать не надо, хаять никого не надо. Я всегда этому детей учил. И жену я такую же нашел: она с птицами вставала и на работу до своего поля 9 километров шла. И тоже всегда довольна жизнью! А может, война нас научила добру... Мы, дети войны, голодные всегда были и мечтали только о кусочке хлеба, но при этом такая жизнь у нас была хорошая! А сейчас смотрю телевизор и страшно становится, там все только и говорят: “Акша, акша, акша…” В новостях показывают, как чиновники все время воруют, люди друг друга обманывают, а в сериалах свекор со снохой в постель ложится… Нельзя так, не пойдет. Это я вам точно говорю!

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и предоставлено Кусманом ШАЛАБАЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть