Читайте, Шура, читайте!
В Алматы прошел очередной вечер читки пьес. Почему простое чтение произведений современных авторов становится все более популярным, мы спросили у его участников.
Читка - это не полноценная постановка и не особо зрелищный формат. Собираются актеры, получают экземпляры пьес и по ролям читают текст. Возможно, это окажется первое и последнее знакомство зрителя с этим произведением, а может, с него начнется история новой постановки. Впрочем, читают даже именитых авторов - просто для того, чтобы всем вместе посмотреть, куда движется и чем живет современная драматургия. И оказывается, зрители настолько изголодались по злободневным темам и публицистичным текстам, что готовы покупать билеты на такие мероприятия.
Например, на “Елках”, состоявшихся в понедельник, не было ни одного свободного места, никто не уходил в антракте, хотя в этот вечер читали сразу семь пьес, и вечер затянулся почти на три часа!
“Елки” - это один из проектов драматурга Ольги МАЛЫШЕВОЙ. Она еще в декабре через соцсети кинула клич и предложила всем желающим написать небольшие по объему пьесы, чтобы был повод потом собраться всем вместе, почитать и послушать.
Причем перед авторами поставили жесткие условия: не более двенадцати страниц, новогодняя тематика, Дед Мороз в качестве второстепенного персонажа и… наличие в тексте стихотворения собственного сочинения. Народ откликнулся, и в течение месяца были собраны семь самых разных по настроению и философии пьес - от абстрактных сюжетов с феей-наркоманом до веселой истории со сбежавшим зэком, вынужденным подрабатывать Дедом Морозом.
Во многих историях - сегодняшний день, жизнь города и настроения людей. Среди авторов - и дебютанты, и те, кто уже имеет в активе пьесы, участвовавшие в международных конкурсах, отмеченные профессионалами и даже поставленные в казахстанских театрах. Чем же авторов привлекает жанр драмы? Оказывается, в отличие от долго пишущихся и сложно издаваемых романов, пьесы гораздо мобильнее. Они могут реагировать на современные события практически как передовицы газет. Например, драматург Нурайна САТПАЕВА, на этот раз пришедшая послушать шуточные тексты коллег, совсем недавно написала очень серьезную драму, в которой через историю изнасилованного мальчика, блогеров, играющих общественным мнением, показала историю неравнодушной современницы.
- Просто совпали сразу несколько проектов, и стало заметно, что читок много, - говорит Ольга Малышева. - Надо читать хорошую драму и пьесы, показывать это публике и вовлекать артистов. В первую очередь это важно для актеров. Те, кто сейчас работает в театре, зачастую вообще не понимают, что такое современная драма. Для них она остановилась где-то на Вампилове, и такое ощущение, что актеры сами искать новые тексты не будут. К тому же читки - достаточно не затратный жанр, но интересный. И мне кажется, что это круто, когда драматурги говорят именно про сегодняшний день, - это то, чего всем нам так не хватает. В прошлом году на фестивале драма.kz мне как раз задавали вопрос: “Ты понимаешь, что через три месяца твой текст будет неактуален? Тебе не жалко свою работу?” А мне действительно не жалко.
- Современному человеку очень не хватает тем, которые сейчас обсуждаются в обществе, в соцсетях, - говорит актриса и драматург Альмира ИСМАИЛОВА. - Хочется видеть на сцене истории про наш менталитет, про то, чем мы живем. Кстати, сейчас в Алматы пик активности независимых театров, а они как раз ориентированы на современные темы, тексты и подачу...
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы