Ватник, который поёт
Легендарной группе “Мотор-Роллер” в этом месяце исполнилось 25 лет. Накануне празднования юбилея ее бессменный лидер Ильяс АУТОВ (на снимке - в центре) откровенно рассказал о том, когда от него сбежали музыканты, как он торговал косметикой и почему гордится званием “ватник”.
- Как будете отмечать 25-летие?
- Созданием первого отечественного рок-мюзикла “Три дома окнами во двор”, премьера которого состоится в конце января в Алматы на сцене Театра имени Лермонтова. Два с половиной часа группа, находясь то в тени, то на свету, будет располагаться на сцене и живьем исполнять песни, инструментальные композиции и шумовые эффекты. Даже не вспомню, кто из известных команд делал что-то подобное. Зрители услышат много новых песен, специально написанных для этого рок-мюзикла, и несколько старых хитов, которые идеально легли в сюжет.
- Значит, традиционного юбилейного концерта не будет?
- Просто выйти на праздничную сцену и дать рок-н-ролла мы можем в любой момент, и этот дежурный вариант как запасной никто не отбрасывал. Но нам хотелось чего-то по-настоящему нестандартного и яркого, так сильно хотелось, что в конце концов наше желание было услышано наверху.
- Почему остановились на мюзикле?
- Все завертелось осенью прошлого года. Мне позвонил старый друг и попросил приехать на разговор. Жаль, что я не могу назвать его имени. Однако если бы не он, то не только мюзикла, но и многих других, по-настоящему нужных и стоящих вещей в этой стране просто не появилось бы! Он спросил у меня: “Возьмешься за мюзикл?” Правда, друг предложил поставить известный мюзикл “Метро” с поправками на современные казахстанские реалии. Я обратился к Дмитрию СКИРТЕ - известному театральному актеру и режиссеру. Дима привел еще одного известного режиссера и актера Антона МИТНЁВА, и мы втроем засели за обсуждение. Но чем дольше мы обсуждали постановку, тем сильнее в нас зрела мысль: “А зачем нам нужно это чужое “Метро”? Так началось создание первого отечественного мюзикла! Действие начинается еще в советской Алма-Ате 80-х, продолжается в мрачные 90-е и заканчивается в наши дни. В процессе работы пришла идея сделать этот мюзикл народным - привлечь в него всех желающих. Объявили кастинг, на который пришло около шести тысяч человек, в итоге сформировали труппу из пятидесяти. И сейчас идет коллективное создание чего-то на самом деле стоящего. Кстати, тут-то как раз и возникла идея совместить наше 25-летие и мюзикл.
- Может, вы почувствовали, что спустя годы теряете слушателя, и решили таким необычным способом подогреть интерес к себе?
- С годами наших слушателей и писем от них становится только больше. Интернет в этом плане хороший индикатор. Интерес зрителя падает тогда, когда ты не делаешь ничего нового, гоняешь себе старый материал и собираешь с него дивиденды. Мы же, наоборот, каждый год что-нибудь выпускаем - песни, альбомы, клипы. Мотаемся с концертами по всему белому свету, принимаем участие в различных акциях. Ну вот, к примеру, из последних новостей: в ноябре мы стали лауреатами казахстанской народной премии “Общественное признание” в номинации “За творческие достижения”. На днях в Москве наши новые песни вышли в тираж на виниловых пластинках. Месяц назад наша песня “Без тебя на душе нет покоя” вошла в репертуар Государственного академического кубанского казачьего хора, теперь ее будут исполнять под аккомпанемент гуслей, балалаек и баянов. А после премьеры мюзикла мы собираемся представить публике новый сборник.
- Скептики уже говорят о вашем мюзикле: “Ильяс Аутов опять будет ностальгировать по советским временам и показывать, как все сейчас плохо”.
- Ностальгические песни - это лишь небольшая часть творчества “Мотор-Роллера”. Просто, видимо, мы ими слишком метко и сильно отдавили чьи-то волосатые хвосты, раз визг и лай по их поводу до сих пор не стихает в Сети. Я ставил себе задачу не ностальгировать, а критически изображать и анализировать реальность и, не пытаясь никому угодить, честно сравнивать времена. Мы хотим донести хотя бы до людей зрелых, что позорно изменять своим принципам и подобно змее непременно подстраиваться под температуру окружающей среды. Позорно верить сладким напевам профессиональных лгунов и не верить собственным глазам и собственной памяти, когда они вступают в противоречие с песнями лгунов. Если так дальше пойдет, наши потомки усовершенствуются в этой подлости и однажды вычеркнут нас из истории, приняв закон о том, что, оказывается, совсем не мы их предки.
- Но из-за таких рассуждений вас “ватником” называют…
- Мне очень нравится одна фотография Бауыржана Момышулы, где он стоит в ватнике. Мы ее даже установили в Интернете как заставку к одной из наших песен. Ватники были боевыми доспехами великих воинов, которые в 1945 году выпустили кишки Сатане. Именно поэтому отпрысков Сатаны по сей день так корчит при слове “ватник”: чуют собаки его опасность, боятся его духа! Все, кто честно ковал нашу Победу в Великой Отечественной войне, были одеты в ватники. Поэтому следует гордиться, если тебя так называют.
- Значит, вы не собираетесь перестраиваться для больших заработков и миллионов подписчиков в Инстаграме?
- Миллионы подписчиков любой ценой - это диагноз. Всерьез об этом могут мечтать только несчастные, серые личности, которых мытарит их комплекс неполноценности. Они не способны сделать в жизни ничего путного, вот и компенсируют это количеством лайков - не важно, по какому поводу. Собственно, мы вообще живем в эпоху тотальной подмены понятий - одного из самых отвратительных изобретений больного, умирающего капитализма. Да, капитализм сегодня - это дряхлый упырь-маразматик, половина мозга которого уже не работает, а тело разваливается от застарелых пороков.
- В общем, за 25 лет ваши взгляды совершенно не изменились!
- Потому что стараюсь не отходить от основы основ - традиционных ценностей. У дерева меняется только листва, а корни остаются неизменными.
- Какие итоги подводите спустя четверть века?
- Никаких. Итоги подводятся в конце жизни, а мы еще только в середине пути. Просто нет времени сидеть и подводить итоги: у нас и кроме мюзикла вагон работы! В марте следующего года в Москве, а затем на космодроме “Восточный” должен состояться показ еще одного спектакля, музыка к которому написана “Мотор-Роллером”. Это будет спектакль о сорок первом годе, самом начале Великой Отечественной войны. После этого летом там же, в Москве, планируется премьера уже детского мюзикла по пьесе известного российского писателя Валентина ЛЕБЕДЕВА, к которому также пишет музыку “Мотор-Роллер”.
- Но ведь не всегда было все так прекрасно. Вы меняли составы и как-то даже говорили о распаде группы.
- Состав, которым мы сейчас играем, существует примерно восемь лет. Это клавишник Семен ПАЛВАНОВ, ударник Артем ПЫЛЬНОВ, бас-гитарист Станислав ЧАСТУХИН, гитарист Александр БУДЬКО, наш звукорежиссер Сергей ЧЕРЕЗОВ и я. Это лучший состав “Мотор-Роллера”. А всего их за 25 лет было примерно с десяток. Сегодня “Мотор-Роллер” - это селекционная станция, и каждый его участник - драгоценное семя. Когда я приношу новую песню, не требуется много слов и объяснений: каждый сам понимает, как шаманить и какой алхимии подвергнуть музыку. Правда, далось это совсем не просто. Группа действительно много раз побывала на грани исчезновения. Помню, самый тяжелый и затяжной кризис у нас случился на рубеже веков одновременно с очередным мировым кризисом. Единственным выходом для меня тогда было терпеть и продолжать писать новые песни. Прежние мои музыканты терпеть не хотели и разбежались по кабакам.
- Но вы сами в трудные времена продавали косметику…
- Да, в середине девяностых, когда хорошие деньги зарабатывали только воры, бандиты и проститутки, я, чтобы подзаработать, брал на фирме косметику и ходил с сумкой через плечо по офисам. Еще я, как журналист по образованию, иногда писал статьи в различные издания. Потом стал подрабатывать как тамада, как телеведущий. Но творчество я никогда не бросал: знал, что надо шевелиться, двигаться - и тогда все придет, пусть и не сразу.
- Сколько всего наград группа получила за 25 лет?
- Я не считал. Хотя много чего было, и все награды дома у меня стоят как приятное напоминание об этапах нашего пути. А знать их точное количество так ли важно? Я, к примеру, сразу никогда не могу вспомнить, сколько у нас песен и сколько альбомов мы выпустили.
- Но все-таки какая самая ценная награда?
- Это диплом за “Песню о войне”, который мы получили в 2010 году на Всероссийском конкурсе современных песен о Великой Отечественной войне. Именно с этого момента началась наша настоящая международная известность. В прошлом году мне вручили звание заслуженного деятеля Республики Казахстан. Я, кажется, единственный рокер, кто имеет такое звание в нашей стране. Это тоже очень ценная награда. Но, если честно, самая дорогая награда - это когда ты ходишь целый день, думаешь над какой-то строчкой, она тебе не дается, и только ближе к ночи ты ее наконец ловишь. И ложишься спать счастливый. Ну что может быть лучше?!
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Ильясом АУТОВЫМ, Алматы