1720

Зона дискомфорта

В Алматы отметили столетие комсомола концертом и спектаклем.

В ГАТОБ им. Абая с помпой пели “Буду вечно молодым”, что вызвало идеологическую аллергию у большого количества пользователей соцсетей. Как только фотографии с праздника стали появляться, тут же пошли и злобные комментарии. Очень удобно, когда есть кого винить во всех нынешних бедах.
А вот в театре юного зрителя шла сдача спектакля “Безумству храбрых поем мы песню”, посвященного столетию комсомола. Сам спектакль покажут еще раз 28 октября.
Русский ТЮЗ уже много лет находится в коме - запас творческого куража, вложенный в него настоящими мастерами, создавшими театр вкупе с легендарным Борисом ПРЕОБРАЖЕНСКИМ, уже закончился, а новому появиться неоткуда. Документально театр функционирует (самое лучшее определение), но фактически все очень печально. И тому подтверждение - это странное действие на тему комсомола.

Если честно, то при всем скепсисе было бы здорово показать подросткам, что же такое комсомол. Как он появился, почему за него шли насмерть, что объединяло юных идеалистов кроме значка? И очень удобно сделать это языком театра. Но в итоге зритель видит нечто невообразимое. Совершенно бессвязный винегрет из стихов, песен, кусков сыгранных спектаклей и известных историй, обещаний умереть за идею. И все это произносится звонкими, радостно-фальшивыми голосами. Спектакль подготовлен к определенной дате, поэтому в репертуаре не задержится. А значит, и незачем тратиться на его оформление.
Костюмы собраны по сусекам, вместо декораций стулья да куски лестниц. И это при всем богатстве метафорического языка театра, когда можно хоть без бутафории вовсе, но использовать другие инструменты. В итоге получилась пафосная туфта. Какие-то странные люди, которые все время идут то на смерть, то на войну.
По древней театральной традиции кричат и машут красными платками, чтобы создать динамизм и напряжение. В общем, получилось из серии: “вы заказали - мы сплясали”. Даже обидно за комсомол, и нечего ответить злобным комментаторам. В прежние времена даже агитку умели делать привлекательной, а такой спектакль не пропустила бы к публике ни своя комсомольская организация, ни худсовет, ни чиновники, курирующие культуру.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото с сайта ТЮЗа им. Н. Сац, Алматы

Поделиться
Класснуть