Искусство требует смет
Наконец-то Казахстан будет представлен за границей не только баурсаками и народными инструментами, но и современными художниками.
Недавно в Лондоне открылась выставка “Сознание постномада”. А несколько дней спустя, но уже в Берлине, появилась экспозиция “Хлеб и розы”, представляющая четыре поколения наших художниц. Более того, в этом году Казахстан оплачивал резиденцию в Берлине для молодых художников, и по итогам их работы также была проведена локальная выставка.
Аналогичные крупные проекты готовятся в Нью-Йорке и Сингапуре. И все это при финансовой поддержке государства. А ведь еще несколько лет назад наши чиновники не считали нужным просто присутствовать на Венецианской биеннале рядом с отечественными авторами. Это вызывало недоумение у всего художественного мира. Ведь побывать на открытии биеннале так же круто, как пройтись по красной дорожке в Каннах, к примеру.
А началось все со скандала. В прошлом году казахстанские художники впервые объединились и не дали убрать Розу АБЕНОВУ с поста директора Центра современного искусства Национального музея в Астане. Они собрали почти пятьсот подписей, устроили шумиху в прессе и соцсетях и отстояли свое мнение. А заодно стали заметными. Изменилось отношение и к Центру современного искусства. Затем крайне неудачно стартовала программа “Рухани жаңғыру”, и еще долго раздавалась критика по поводу зарубежных презентаций нашей культуры: они свелись к стандартному набору “про Казахстан” (баурсаки, девушки в национальных костюмах, народные инструменты). Вот тогда художественное сообщество и убедило чиновников, что создавать имидж государства необходимо другими способами и с помощью международных экспертов. Так появились вышеперечисленные программы.
- Это настоящая революция и в сознании, и в искусстве, - рассказывает художница Сауле СУЛЕЙМЕНОВА. - Более того, мы старались сделать так, чтобы запланированные события происходили в момент наиболее активной жизни мировых центров культуры. Например, в Лондоне сейчас проходит самая известная в мире выставка современного искусства, и уже сейчас культурный гид Лондона нашу экспозицию внес в топ-10 объектов, которые стоит посетить. Берлинская “Хлеб и розы” тоже названа одной из лучших, и организаторам сложно закрыть ее в положенное время вечером, потому что очень много посетителей. 25 лет мы кричали, что современное искусство должно быть признано государством, и наконец это произошло.
- Расскажите чуть подробнее о Берлине, о выставке “Хлеб и розы”, в которой приняли непосредственное участие.
- Нам важно было сделать какую-то связь с классикой, поскольку инициатор проекта - Национальный музей. Но без современного искусства классика зарубежному зрителю не очень интересна. Поэтому у нас получился диалог между четырьмя поколениями женщин.
- Почему именно женщин?
- Это был первый вопрос, который нам задали казахстанские журналисты перед открытием выставки. Одна из тем Азии - это постколониализм, но женщина всегда находится под властью мужа, так что получается колонизирована вдвойне. И эти смыслы очень интересно распаковывать. “Хлеб и розы” по окончании будет показана в Астане, и уже есть предложение показать ее в Гуаньчжоу. Мы рады, что наконец-то современное искусство признано государством и воспринимается как инструмент создания имиджа.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ, Алматы